Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Живопись

Соомре: Ошибки в искусстве исправит время
Искусствовед Мария-Кристийна Соомре вот уже третью неделю работает советником Министерства культуры по вопросам искусства и дизайна, на должности, которая несколько лет оставалась вакантной. Postimees поинтересовался у нее, какие новые течения сейчас появились в этой сфере.

Новая должность, надо полагать, ответственная. Зачем вы вообще участвовали в конкурсе, и какие цели перед собой ставили?

Новый советник по вопросам искусства и дизайна Министерства культуры Мария-Кристийна Соомре убеждена, что только в ходе открытого диалога можно сохранить имидж области искусства. Фото: Райго ПаюлаЯ участвовала в конкурсе, поскольку верила, что подхожу для этой должности. И потому, что верю (говоря словами итальянца Джорджо Габера) — свобода, это соучастие. Я довольно долго участвовала в жизни искусства со стороны творцов, теперь вот в качестве гражданина с удовольствием принимаю ответственность по небольшому участию в ведомственном координировании этой сферы.

Своей целью я поставила кажущееся довольно утопическим развитие сотрудничества внутри этой сферы и между различными сферами, а также содействие профессионализации художественного пространства, что, по-моему, может послужить предпосылкой для улучшения репутации данной сферы. На словах это звучит громко, но заключается во множестве очень небольших дел.

Я с удовольствием остаюсь тем, кто напоминает коллегам в их стремительном рабочем ритме, что стоит взвесить возможности сотрудничества даже с теми, кого мы, быть может, считаем конкурентами, или с кем наши взгляды просто не всегда совпадают на сто процентов.
Я совершено искренне желаю содействовать тому, чтобы сфера искусства становилась более конструктивной и открытой для сотрудничества, чтобы в какой-то момент у нас тоже появилась возможность вместе сесть за стол и определить ясные совместные цели.

Как живет эстонское искусство в 2011 году? Что радует и что огорчает? Что доминирует?

Эстонское искусство
живет в 2011 году лучше, чем в другие годы за последнее десятилетие, не говоря уже о предыдущих. В смысле надежд на будущее в настоящий момент кажется, что наилучшим образом, почти незаметно, пришло новое могучее поколение художников, которые работают на исключительно профессиональном уровне и сами уже способны заявить о себе на международной арене.

Положительные изменения произошли и в галереях, впервые у нас работает галерея, которая ведет себя как настоящий партнер для художников и у которой вплоть до сегодняшнего дня все очень успешно получалось и на международном рынке. Печально то, что по-прежнему ощущается поляризация художественного мира и если учесть, что с каждой стороны «фронта» позиции укрепились, то кое-где напряжение стало более острым, чем когда-либо прежде.

Ненависть все еще витает в воздухе, а эта сила, как известно, не может вести вперед. Сотрудничать с демонами невозможно, поэтому я бы с удовольствием дождалась конструктивного очищения атмосферы и понимания того, что общие интересы обычно перевешивают личные амбиции или взаимную антипатию.

Одна из практических проблем заключается в том, что нас очень мало. Если хороших художников, как я уже отмечала, становится все больше и больше, то способных организаторов в мире искусства, руководителей галерей, менеджеров все еще можно пересчитать  на пальцах одной руки.

Каждый способный действовать «делопроизводитель» оказывается для нашего художественного мира в настоящий момент просто на вес золота.  

Сейчас важным оказался вопрос о том, останется ли Тартуский художественный музей независимым или нет. Что вы посоветуете?

Дать совет по этому вопросу я не могу, музеи напрямую не относятся к компетенции советника по искусству. Разумеется, я сопереживаю по поводу того, что происходит вокруг Тартуского музея, но сейчас я бы подождала, пока все успокоится и будет проведен реальный анализ. Я бы предоставила возможность музею, вовлеченному в круговорот эмоций, немного поработать спокойно.

В Тартуском музее и в других тартуских экспозиционных местах сейчас, кстати, проходят выставки тартуского месячника искусства, в музее представлен обзор творчества бабушки искусства перформанса Марины Абрамович. Я всем советую обязательно посетить эти выставки, поскольку это настоящая вершина мирового уровня, привезти которую в Эстонию удается не каждому и не каждый день.

В общественной жизни, политике и в сфере медиа культура все больше становится маргинальным явлением. Причем особенно искусство — например, в газетах. Что на ваш взгляд может изменить эту ситуацию, и возможно ли ее вообще изменить?

То, что происходит в газетах, безусловно, в основном находится в руках редакторов, и в какой-то мере — читателей и тех, кто пишет. Действительно, похоже, что СМИ культура интересует главным образом в связи со скандалами и в контексте народа.

В последнее время в культурных кругах появился символический капитал времен ностальгической поющей революции, который стремительно вознес деятелей культуры на первый план политических процессов. Правда, сейчас обсуждение общественных дел не слишком популярно — возможно, причиной тому сосредоточенность на прагматичной потребности выжить, возможно, и некоторое разочарование.

И все-таки я считаю, что активно участвовать в общественной жизни и быть в курсе жизни — это обязанность каждого интеллектуала и деятеля культуры. Только в открытом диалоге можно сохранить имидж своей области.

Но если говорить о проблеме «отчуждения» современного изобразительного искусства в более узком плане, то это нечто такое, что, вероятно, не решить за жизнь одного поколения.

Ошибки совершались с обеих сторон, и их исправит только время, новый позитивный опыт и открытость.
Как я уже сказала, на почве злости невозможно что-либо улучшить, тут я вижу большую потребность в содержательном сотрудничестве между всеми институтами искусства и профессиональными организациями. И в честной коллегиальности: мы могли бы не скупиться на похвалы для начала хотя бы в адрес друг друга, как в СМИ, так и на улице.

Нынешняя ситуация с профессиональной критикой в области искусства оставляет желать лучшего — я хотела бы видеть больше коллег, работающих в изданиях художественными критиками, больше лидеров области искусства, выступающих по телевидению и радио в прайм-тайм.

Вероятно, дело еще и в том, что подходящие для этого люди в данный момент занимаются чем-то другим или еще «не готовы». Тем не менее, было бы неправильно обвинять только медиа в том, что у нас искусство столь мало заметно.

Мария-Кристийна Соомре

• Родилась в 1978 году в Таллинне.
• Окончила Институт художественных наук при Эстонской художественной академии по магистерской программе, в 2010 году там же продолжила обучение в докторантуре.
• Начиная с 2008 по 2011 гг. является куратором-руководителем проектов в музее Kumu.
• Инициатор серии мероприятий Kumu Öö («Ночь в Kumu»).

• Была продюсером передачи об искусстве «Aku» и администратором-инфоработником эстонского павильона на Венецианской биеннале.

• Начиная с 2010 года является членом Эстонского объединения искусствоведов, Эстонского союза художников, Объединения художественных критиков AICA, совета Таллиннского Дома художника и Эстонской палаты культуры.
• В 2004 году Соомре была отмечена премией газеты Sirp за статьи об искусстве.

Янар Ала
www.rus.postimees.ee

Категория: Живопись | Добавил: shepot (06.10.2011)
Просмотров: 1096 | Рейтинг: 5.0/1 |
Тэги материала:искусство, дизайн, музеи, эстонское искусство, галереи, министерство культуры, Соомре, культура
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 23.11.2024, 16:44
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100