Искусствовед Мария-Кристийна Соомре вот уже третью неделю работает
советником Министерства культуры по вопросам искусства и дизайна, на
должности, которая несколько лет оставалась вакантной. Postimees
поинтересовался у нее, какие новые течения сейчас появились в этой
сфере.
Новая должность, надо полагать, ответственная. Зачем вы вообще участвовали в конкурсе, и какие цели перед собой ставили?
Я участвовала в конкурсе, поскольку верила, что подхожу для этой
должности. И потому, что верю (говоря словами итальянца Джорджо Габера) —
свобода, это соучастие. Я довольно долго участвовала в жизни искусства
со стороны творцов, теперь вот в качестве гражданина с удовольствием
принимаю ответственность по небольшому участию в ведомственном
координировании этой сферы.
Своей целью я поставила кажущееся довольно утопическим развитие
сотрудничества внутри этой сферы и между различными сферами, а также
содействие профессионализации художественного пространства, что,
по-моему, может послужить предпосылкой для улучшения репутации данной
сферы. На словах это звучит громко, но заключается во множестве очень
небольших дел.
Я с удовольствием остаюсь тем, кто напоминает коллегам в их
стремительном рабочем ритме, что стоит взвесить возможности
сотрудничества даже с теми, кого мы, быть может, считаем конкурентами,
или с кем наши взгляды просто не всегда совпадают на сто процентов. Я совершено искренне желаю содействовать тому, чтобы сфера искусства
становилась более конструктивной и открытой для сотрудничества, чтобы в
какой-то момент у нас тоже появилась возможность вместе сесть за стол и
определить ясные совместные цели.
Как живет эстонское искусство в 2011 году? Что радует и что огорчает? Что доминирует? Эстонское искусство живет в 2011 году лучше, чем в другие годы за
последнее десятилетие, не говоря уже о предыдущих. В смысле надежд на
будущее в настоящий момент кажется, что наилучшим образом, почти
незаметно, пришло новое могучее поколение художников, которые работают
на исключительно профессиональном уровне и сами уже способны заявить о
себе на международной арене.
Положительные изменения произошли и в галереях, впервые у нас работает
галерея, которая ведет себя как настоящий партнер для художников и у
которой вплоть до сегодняшнего дня все очень успешно получалось и на
международном рынке. Печально то, что по-прежнему ощущается поляризация
художественного мира и если учесть, что с каждой стороны «фронта»
позиции укрепились, то кое-где напряжение стало более острым, чем
когда-либо прежде.
Ненависть все еще витает в воздухе, а эта сила, как известно, не может
вести вперед. Сотрудничать с демонами невозможно, поэтому я бы с
удовольствием дождалась конструктивного очищения атмосферы и понимания
того, что общие интересы обычно перевешивают личные амбиции или взаимную
антипатию.
Одна из практических проблем заключается в том, что нас очень мало.
Если хороших художников, как я уже отмечала, становится все больше и
больше, то способных организаторов в мире искусства, руководителей
галерей, менеджеров все еще можно пересчитать на пальцах одной руки.
Каждый способный действовать «делопроизводитель» оказывается для нашего
художественного мира в настоящий момент просто на вес золота.
Сейчас важным оказался вопрос о том, останется ли Тартуский художественный музей независимым или нет. Что вы посоветуете?
Дать совет по этому вопросу я не могу, музеи напрямую не относятся к
компетенции советника по искусству. Разумеется, я сопереживаю по поводу
того, что происходит вокруг Тартуского музея, но сейчас я бы подождала,
пока все успокоится и будет проведен реальный анализ. Я бы предоставила
возможность музею, вовлеченному в круговорот эмоций, немного поработать
спокойно.
В Тартуском музее и в других тартуских экспозиционных местах сейчас,
кстати, проходят выставки тартуского месячника искусства, в музее
представлен обзор творчества бабушки искусства перформанса Марины
Абрамович. Я всем советую обязательно посетить эти выставки, поскольку
это настоящая вершина мирового уровня, привезти которую в Эстонию
удается не каждому и не каждый день.
В общественной жизни, политике и в сфере медиа культура все
больше становится маргинальным явлением. Причем особенно искусство —
например, в газетах. Что на ваш взгляд может изменить эту ситуацию, и
возможно ли ее вообще изменить?
То, что происходит в газетах, безусловно, в основном находится в руках
редакторов, и в какой-то мере — читателей и тех, кто пишет.
Действительно, похоже, что СМИ культура интересует главным образом в
связи со скандалами и в контексте народа.
В последнее время в культурных кругах появился символический капитал
времен ностальгической поющей революции, который стремительно вознес
деятелей культуры на первый план политических процессов. Правда, сейчас
обсуждение общественных дел не слишком популярно — возможно, причиной
тому сосредоточенность на прагматичной потребности выжить, возможно, и
некоторое разочарование.
И все-таки я считаю, что активно участвовать в общественной жизни и
быть в курсе жизни — это обязанность каждого интеллектуала и деятеля
культуры. Только в открытом диалоге можно сохранить имидж своей области.
Но если говорить о проблеме «отчуждения» современного изобразительного
искусства в более узком плане, то это нечто такое, что, вероятно, не
решить за жизнь одного поколения.
Ошибки совершались с обеих сторон, и их исправит только время, новый позитивный опыт и открытость. Как я уже сказала, на почве злости невозможно что-либо улучшить, тут я
вижу большую потребность в содержательном сотрудничестве между всеми
институтами искусства и профессиональными организациями. И в честной
коллегиальности: мы могли бы не скупиться на похвалы для начала хотя бы в
адрес друг друга, как в СМИ, так и на улице.
Нынешняя ситуация с профессиональной критикой в области искусства
оставляет желать лучшего — я хотела бы видеть больше коллег, работающих в
изданиях художественными критиками, больше лидеров области искусства,
выступающих по телевидению и радио в прайм-тайм.
Вероятно, дело еще и в том, что подходящие для этого люди в данный
момент занимаются чем-то другим или еще «не готовы». Тем не менее, было
бы неправильно обвинять только медиа в том, что у нас искусство столь
мало заметно.
Мария-Кристийна Соомре
• Родилась в 1978 году в Таллинне. • Окончила Институт художественных наук при Эстонской художественной
академии по магистерской программе, в 2010 году там же продолжила
обучение в докторантуре. • Начиная с 2008 по 2011 гг. является куратором-руководителем проектов в музее Kumu. • Инициатор серии мероприятий Kumu Öö («Ночь в Kumu»).
• Была продюсером передачи об искусстве «Aku» и администратором-инфоработником эстонского павильона на Венецианской биеннале.
• Начиная с 2010 года является членом Эстонского объединения
искусствоведов, Эстонского союза художников, Объединения художественных
критиков AICA, совета Таллиннского Дома художника и Эстонской палаты
культуры. • В 2004 году Соомре была отмечена премией газеты Sirp за статьи об искусстве.