Этот поселок на Северо-Востоке Эстонии мало известен жителям других
регионов страны, зато его хорошо знают туристы из России и Финляндии. Но
вот Большое балтийское путешествие (Great Baltic Trip 2011) включило
его в свой маршрут. Поехали!
Местное предание гласит, что какой-то из немецких баронов велел
построить в одном из своих имений баню. В ход пошло не дерево, а местный
легкий серо-коричневый камень. Работники приказ выполнили, но когда
баню затопили, она... сгорела ясным пламенем. Геологически
необразованные мызные строители сложили стены бани из горючего сланца. У туриста и шахтера два разных счастья
Добыча горючих сланцев до сих пор ведется в Эстонии и сопряжена с
массой проблем. То его, сланца этого, нужно много, а то, наоборот, мало.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло: если бы не закрыли в
девяностые годы шахту «Кохтла», не было бы музея-шахты в Кохтла-Нымме,
одного из интереснейших туристических объектов нашей страны.
Он заработал десять лет назад, 1 апреля 2001 года, в прекратившей свою
работу шахте: когда из-за уменьшившегося в то время потребления сланца
ее стало невыгодно эксплуатировать. Сначала шахту хотели затопить, но, к
счастью, решение было отменено в пользу создания музея, главное в
котором не диаграммы на стенах и не куски породы в витринах, а
эмоциональный и живой, как теперь модно говорить, интерактивный показ
шахтерской жизни под землей.
Только там, в единственном подземном музее такого рода в Прибалтике, на
вас наденут каску (выбирай любую – белую начальника или оранжевую –
проходчика) и куртку, на каску прикрепят шахтерскую лампочку, на спину –
тяжелую аккумуляторную батарею, которой хватит на десять часов, и
отправят в забой. Каска будет съезжать на глаза, батарея тянуть назад, а
ноги разъезжаться на скользком деревянном настиле. Но зато вы окажетесь
в самой настоящей шахте, из которой будто бы только что ушли на перекур
ее работники!
Наш экскурсовод Энн Лийвик – бывшая «белая каска», то есть руководящий
работами инженер, теперь пенсионер, проработавший под землей более
тридцати лет. Он первым привычно спускается по отвесной лестнице туда,
где прошла половина его жизни... На экспрессе без билета
Горючий сланец, в отличие от угля, залегает неглубоко под землей. Но
нескольких десятков крутых ступеней вполне хватает, чтобы проникнуться
важностью момента: я – под землей! И садимся не в чистый и красивый
поезд метро, а самый настоящий шахтерский «экспресс», как
иронично-ласково называет его Энн: дребезжащий по узкой колее
электровозик с двумя такими удивительно крошечными вагончиками, что уму
непостижимо, как туда умещались дюжие шахтеры-проходчики.
Машинист дает пронзительный (аж уши закладывает) гудок, оповещая всех
находящихся под землей о своих передвижениях, и «экспресс», погромыхивая
на рельсах, мчит нас куда-то в дальний штрек. Согнувшись, выбираемся,
по-другому и не скажешь, из вагончиков. Энн ведет нас в темный забой.
Только наши фонарики освещают серо-коричневые стены в прожилках: серый
камень – это известняк, а коричнево-бурая масса – это и есть горючий
сланец. Приключения в штреке
Будучи человеком сугубо гуманитарным, да еще и женщиной, не хочу
вдаваться в технические подробности: боюсь навлечь на себя гнев
специалистов, если что-то, не дай Бог, напутаю. Поэтому лучше дам волю
эмоциям. Нам показали, как работает горнодобывающая техника советских
времен, позволили почувствовать себя шахтером, дав в руки тяжеленный бур
с полутораметровым сверлом, который очень трудно было удержать, так он
прыгал и вгрызался в породу.
Энн Лийвик рассказал, как передвигались по штрекам взрывники.
Оказывается, они ездили на специально приспособленных для этого дела...
велосипедах, ведь им приходилось самим доставлять в забои взрывчатку. В
вентиляционных рукавах свистел воздух, скрежетала лента транспортера, с
потолка капала вода...
Да, в забоях нашлось место и остреньким сталактитам, и упругим на ощупь
сталагмитам, и подземным речкам, в которых даже водятся, по словам
Энна, подземные лягушки. Когда-то в забоях жили и летучие мыши, да вот
беда, исчезли. Любопытство толкало на поиски еще более захватывающих
приключений, и мы совали носы в любые приоткрытые двери, но нам не
встретился ни призрак погибшего шахтера, ни заблудившийся и одичавший
турист: для посещений открыто только полтора километра штреков.
Остальная, в несколько десятков раз большая площадь отделена от
музейной, а входы тщательно замурованы. Дело в том, что в местах добычи
горючих сланцев много грунтовых вод, и их откачивают мощными насосами.
Дело это очень дорогое, поэтому там, в глубине шахты, за каменными
перемычками, заброшенные забои полны воды. Светлое будущее подземной части
Путешествуя по полутемным штрекам, мы не знали, что где-то рядом
готовится большая работа. Нам, оказывается, крупно повезло: мы одни из
последних сотен туристов ездили по старой железной дороге и смотрели на
машины и технику там, где они находились в течение девяти лет. Летом
начнется строительство новой подземной части, в которую, по мере
готовности, будут перенесены экспонаты. Станут больше использоваться
боковые ходы, в которые до сих пор туристы не допускались.
Именно в этих ходах, в естественной рабочей среде, начнут экспонировать
машины и механизмы, так что эффект нахождения не в музее, а в
действующей шахте будет еще более впечатляющим. Безусловно, при
реконструкции будет усовершенствована и система безопасности.
Что же касается второй очереди проекта, то планируется привести в
порядок обогатительную фабрику и превратить ее в часть музея. С
подземной частью она должна соединяться лифтом, который будет двигаться
по наклонному стволу длиной 117 метров, поднимая посетителей в верхние
залы. Запланировано еще много интересного.
Строительные работы в подземной части должны завершиться к концу этого
года, а подготовка второго этапа – к июлю. Как идут дела в этом
направлении, «ДД» сообщил Илларт Йооль, волостной старейшина
Кохтла-Нымме: «Подземные работы уже ведутся, но окончание и ввод в
эксплуатацию всего комплекса планируется весной 2013 года». Вера Копти www.dzd.ee
|