3 мая многие петербуржцы пытались вернуться из Эстонии домой после выходных. Однако в Нарве путешественников поджидал неприятный сюрприз — переход границы потребовал от 5 до 16 часов. По мнению корреспондента «Росбалта», побывавшего на месте событий, виноваты в сложившейся ситуации российские пограничные и таможенные процедуры.
Еще на пути в Эстонию житель Нарвы, стоявший в очереди к погранпереходу, предупредил, что накануне, 1 мая, в Ивангороде образовался приличный приграничный затор. Поэтому он советовал ехать обратно в воскресенье вечером, когда поток машин в сторону России схлынет. Однако в итоге выяснилось, что шансы попасть на территорию РФ были только у тех, кто приехал в Нарву ранним утром в воскресенье. Вечером у ворот нарвского погранперехода стояло около 30 легковых автомобилей. Но оказалось, чтобы попасть в их число, необходимо сначала проехать на другой конец Нарвы в отстойник (при этом в городе нет ни одного указателя, который помог бы сориентироваться), в котором — своя очередь. И только проведя там несколько малоприятных часов, можно будет ехать обратно на границу. Отметим, что по дороге в накопитель стоит еще одна очередь — из грузовиков. По словам водителей фур, они ожидали возможности попасть в Россию уже не первые сутки.
Перед отстойником тоже сформировалась небольшая очередь. Многие из тех, кто ее уже выстоял, выходили из ворот с сумками, отправляясь искать ночлег в Нарве (особенно рискнувшие взять с собой в поездку детей). Огромная площадка за шлагбаумом накопителя, огороженная бетонным забором, была почти до отказа забита легковыми машинами. Времени — половина десятого вечера, а на площадке, по словам руководившего процессом работника в зеленой жилетке, было уже около 450 автомобилей.
На вопрос, сколько придется ждать заезда на границу, он ответил: «Минимум 14 часов, но скорее всего 15-16». Стало ясно, что многие временные обитатели отстойника в понедельник на работу не попадут. О причинах такого затора работник стоянки говорить не стал и произнес сакраментальное: «Все вопросы — на тот берег».
На «том берегу» реки Нарва, тем временем, проходил обычный процесс пограничного и таможенного контроля. Сначала — проверка паспортов, затем — очередь на прохождение границы (которая на российской территории есть даже тогда, когда с эстонской стороны ее нет). На эстонском пункте пропуска к машине подходит пограничник, забирает документы у всех пассажиров и через 3 минуты приносит их обратно уже со штампами, причем за это время таможенник успевает осмотреть машину — процедура окончена. На российской стороне все иначе.
Это можно сравнить с прохождением границы с Финляндией, только хуже. Давно известно, что российские таможенники и пограничники работают не так быстро, как их «западные» коллеги. Но в Светогорске, Торфяновке и Брусничном они все же не столь медлительны и дотошны, как в Ивангороде, где в результате тройного контроля и природной нерасторопности российских людей в погонах образуется колонна из сотен автомашин.
Вся процедура в целом — неприятная, долгая и утомительная. Однако один из этапов вызывает особое раздражение — это таможенная декларация, которую в 3-х экземплярах приходится заполнять всем водителям, а таможенникам — читать, указывать на ошибки и ставить на них печати. Даже если в машине нет товаров, подлежащих декларированию, избежать этого нельзя — только потому, что кто-то придумал вносить в декларацию сам автомобиль, на котором пересекается граница. При этом никого не волнует, что легально продать автомобиль, который стоит на учете в России, водителю ни в одной стране ЕС не удастся. Сколько драгоценного времени уходит на бессмысленную волокиту — чиновников, видимо, не интересует.
Кроме того, в последнее время российские таможенники стали тщательнее проверять вещи сограждан, въезжающих в РФ — мало ли у кого окажется лишняя бутылка спиртного, которое надо срочно обложить пошлиной для выполнения планового задания по сборам. Это тоже отнимает время, которое почему-то не воруют ни финны, ни эстонцы.
С учетом всех перипетий, чтобы попасть на работу в понедельник утром, пришлось из Нарвы ехать на ближайший погранпереход Койдула — Куничина Гора, до которого 266 км, а затем еще 340 км от Печор до Петербурга.
Сейчас многие петербуржцы с шенгенскими визами ездят в Эстонию. Если хочется относительно спокойно попасть в Россию после выходных, лучше не ездить через Нарву и сразу выбирать обходной маршрут. Например, выехать на пароме из Таллина в Финляндию — оттуда, через Светогорск, добраться домой гораздо проще. Есть и второй вариант: ехать через Псковскую область — погранпереходы Куничина Гора и Шумилкино практически никогда не бывают загружены.
Таможенное и пограничное начальство неоднократно заявляло «Росбалту», что процедуру прохождения российской границы изменить практически невозможно. Нельзя убрать бесполезные шлагбаумы на въезде и выезде, потому что это «режимные зоны», которые нужно охранять (непонятно, правда, от кого). Нельзя также изменить абсолютно архаичную процедуру пограничного и таможенного контроля, потому что она утверждена чуть ли не высочайшим повелением, и только им может быть изменена. Да и вообще менять ничего не надо, поскольку главное — это «государственная безопасность», которая требует неспешного и тщательного многоступенчатого досмотра.
Очевидно, избежать дальнейших жертв на «пограничном фронте» не удастся — можно лишь попытаться обойти наиболее горячие точки.