«Бабье лето – 2011» на Сааремаа: председатель жюри испытал катарсис
Седьмой «Фестиваль любительских театров национальных меньшинств Эстонии
«Бабье лето» мне в этот раз хотелось назвать «Осень патриархов».
Действительно, на фестиваль в Курессааре 9 сентября собрались исключительно его «патриархи».
Театр «Веер и Шпага» из Маарду в далеком 2002 году
открывал первый фестиваль спектаклем «Медея», участвовал во всех и на
этот раз привез «Винтовки Террессы Каррер» Бертольда Брехта. Впервые в
программе «Бабьего Лета» сыграли спектакль политический и, хотя действие
происходит в тридцатые годы в Испании, постановщики Антон Кисселюс и
Ессения Антропова пропитали его собственной болью – отголосками событий
«бронзовой ночи». Спектакль о трудности выбора и чувстве гражданства. И,
несмотря на некоторые технические неполадки, чувство от спектакля
осталось сильное, и театр получил диплом лауреата фестиваля.
Театр «Юность» Центра Русской культуры (Таллинн)
показал спектакль «Взахлеб» по мотивам повести Джерома Селинджера «Над
пропастью во ржи» в постановке Нины Поповой. (Попробуйте перевести это
название на эстонский язык, замучаетесь!) Очень динамичная, музыкальная,
с хорошей дракой, зажигательным танцем и прекрасными актерскими
работами, постановка понравилась и публике и жюри, и, в итоге, театр
получил диплом лауреата фестиваля, роль главного героя – Холдена,
признана лучшей мужской ролью (Максим Песиголовец), а роль его сестры –
лучшей женской ролью второго плана (Ника Прокопьева). Театр «Юность»
тоже можно отнести к числу патриархов фестиваля – приехали в шестой раз
и, как обычно, с блестящим результатом.
Театр-студия «Эдельвейс» Йыхвиской русской гимназии
тоже любит наш фестиваль и балует публику русской классикой. В этот же
раз театр привез, в постановке Татьяны Лаада «Историю одной матери» по
сказке Г.Х. Андерсена. Небольшая история с глубоким философским
подтекстом о неисповедимости судьбы каждого из нас и беззаветной
материнской любви, пробивающей все преграды ради ребенка – для матери и
гений и злодей - все равно ребенок. Работа театра оценена дипломом и
специальным призом Саареского Русского Товарищества.
И, наконец, Русский Молодежный Театр. Они тоже не
пропустили ни одного «Бабьего лета» на Сааремаа, причем, с
удовольствием. В этот раз они сыграли два спектакля: на открытии
фестиваля «Очень простую историю» Марии Ладо в постановке Евгения
Гайчука и в конкурсе – «Поллианну» Элинор Портер в постановке Аллы
Миловидовой. Оба спектакля просты, добры, красочны и бесконечно
пронзительны, до сердечной боли, до слез. Кто не видел – сходите и
посмотрите, всей семьей, с детьми. А в итоге – лучшая режиссура - Алла
Миловидова, лучшая женская роль - Юлия Шишова (служанка Ненси), лучшая
мужская роль второго плана - Дмитрий Соболевский (Доктор), лучшая
молодая актриса – Мария Лыжина (Поллианна) и – Главный Приз фестиваля.
Так им и надо, они это заслужили.
Организаторы фестиваля, разумеется, чтут ими же созданные традиции, но и
создают новые. Поэтому впервые Главный Приз (работа художника Пеэтера
Рудаша) руководителю Русского Молодежного Театра, Александру
Пуолакайнену, вручила Ксения Гикало – актриса театра «Яблоко»,
победителя прошлого «Бабьего лета».
Мэр Курессааре Мати Мяэталу, открывая фестиваль, сказал: «Нет пока
моста между Островом и материком, но у нас есть прочные культурные мосты
между Курессааре и Таллинном, Раквере, Маарду, Йыхви, Силламяэ, Нарвой и
Вильянди. Эти мосты построило для нас Саареское Русское Товарищество. И
мы всячески постараемся эти мосты сохранить».
Председатель жюри, островитянин, актер и политик Индрек Саар сказал,
подводя итоги фестиваля, что он, глядя спектакли, испытал катарсис. Это
ли не высшая похвала театрам! На «Бабьем лете», за семь лет его существования, сыграно более сорока
спектаклей - от классической драмы до водевиля, и от мюзикла до
танцевальной сюиты. В фестивале принимали участие любительские и
профессиональные театры из Эстонии, Латвии, России.
Наш фестиваль, осмелюсь думать, положил начало Силламяэскому и
Маардускому театральным фестивалям, уж больно это дело заразительно. И,
похоже, фестиваль так просто не удастся закрыть – он нужен театрам, он
нужен актерам, он нужен островитянам. Один из спонсоров фестиваля,
местный большой производитель, сказал мне: «Вы, пока живы, будете его
делать, а мы, пока живы и работаем, будем вам помогать». Вот, такие
дела. «Бабье лето» 2011 закончилось. Да здравствует «Бабье лето» 2013.