Много лет назад мне как гидрографу приходилось часто бывать на маяках
Эстонии. В том числе и на Рухну. Должен сказать, что наибольшей
достопримечательностью этого острова является его маяк — один из
старейших на Балтийском море.
Первый маяк на Рухну был возведен в 1646 году, так что в этом году ему
исполняется 365 лет. Тот первый маяк был деревянный и простоял более 150
лет. Второй был построен в 1809 году из сосновых бревен. Последний и
действующий по сей день начал свою работу 22 сентября 1877 года.
Уникальность маяка Рухну заключается в том, что его металлическую башню
и лестницу в его стальной трубе спроектировал не кто иной, как
французский инженер Александр Гюстав Эйфель (1832-1923).
Тот самый, знаменитый на весь мир Эйфель, по проекту которого построена
в Париже башня высотой 300 метров и весом 9000 тонн для Всемирной
выставки 1889 года и известная на весь мир как Эйфелева башня.
Как же получилось, что такой знаменитый инженер вдруг стал
проектировать маячную башню для маяка Рухну? Новую башню для маяка
Россия заказала в 1875 году на заводе Общества Forges et Chantiers de
la Mediterrane в Гавре. Новая башня должна была быть с фонарным
сооружением и светооптическим аппаратом.
По проекту Эйфеля башня представляла собой трубу диаметром два метра,
внутри которой была винтовая лестница. Снаружи башню поддерживают четыре
железные опоры, соединенные с центральным цилиндром горизонтальными
связками.
Наверху башни находилась сторожевая комната с тамбуром и камином,
обшитая внутри деревом, а выше размещалось фонарное сооружение. Для
подъема грузов в башне имелось специальное устройство.
В 1877 году строительство башни на горе Хохберг было закончено. Эта
башня — одна из самых дешевых моделей, но прекрасно служит
мореплавателям.
В 1918 году маяк оказался в районе боевых действий и был частично
разрушен. Временно наверху маяка было устроено небольшое помещение с
ацетиленовым фонарем на крыше. После полного ремонта маяка в 1937 году
была восстановлена его прежняя форма и окраска.
История маяков уходит в глубокую древность. Историки считают, что они
появились вместе с зарождением мореплавания, то есть более шести тысяч
лет назад.
В 283 году до н.э. по приказу египетского царя Птолемея греческий
зодчий Сострат Книдский соорудил знаменитый Александрийский маяк. Маяк
состоял из трех башен, поставленных одна на другую. Верхная башня —
круглая, с куполом, установленным на гранитных колоннах, была увенчана
восьмиметровой бронзовой фигурой покровителя морей Посейдона.
На верхушке башни в бронзовой чаше постоянно тлел древесный уголь, по
другим данным, там сжигали древесную смолу и масло. Это первая башня с
сигнальным огнем в истории судоходства. Свет фокусировался и отражался
вогнутым зеркалом.
Это мощное излучение и смелая конструкция башни и явились причиной
того, что Александрийский маяк был причислен к «Семи чудесам света».
Маяк простоял около 1500 лет. В 796 году он был разрушен землетрясением.
Сейчас считается, что век маяков подходит к концу, учитывая появление
спутниковой навигации с высокой точностью определения места нахождения
судна. А маяки будут выполнять лишь роль дублирующего средства для
безопасного мореплавания. Если это случится, то наша задача — сохранить
маяки как памятники культурного наследия.