Юхан Партс: Нужно отделять политические и экономические вопросы
Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в интервью
корреспонденту "Интерфакса" Аркадию Присяжному изложил свое видение
развития эстонско-российских экономических отношений.
- В
Эстонии недавно прошел представительный бизнес-форум с участием
представителей 25 стран, использующих железную дорогу с широкой колеей.
Главное внимание на нем было уделено России, представители которой
прямо заявляли, что расширению сотрудничества с Эстонией мешают
политические коллизии. Приводились в пример события, связанные с
Бронзовым солдатом, отношение в Эстонии к ветеранам, воевавшим против
гитлеровской Германии. На ваш взгляд, политика мешает развитию
экономических отношений?
- И да, и нет. Если политический
климат в отношениях между соседями хороший, то и экономическое
сотрудничество развивать легче. Что касается Эстонии, то она всегда
хотела иметь с Россией добрососедские отношения. Думаю, что слишком
горячая, на наш взгляд, реакция нашего соседа на перенос памятника в
апреле 2007 года уже остывает и нужно делать все, чтобы политическая
составляющая не была чрезмерно большой.
В нашей стране
предпочитают свободные, прозрачные отношения, где настоящим победителем
становится потребитель. Для нас очень важны такие принципы ведения
бизнеса, как действующий рынок, свободное передвижение товаров,
разделение монопольной инфраструктуры – то, что характеризует свободные
и непредвзятые рыночные отношения.
Но когда под завесой слов о
патриотизме хотят искусственно сохранить свою долю рынка, надо
осознавать, что в перспективе такой подход не эффективен и не
дальновиден. Он ведет к закрытости и как результат - снижению
конкурентоспособности. Закрытость в сочетании с местным патриотизмом
ведут к ущемлению интересов предпринимателей и граждан в целом.
Нужно
отделять политические и экономические вопросы. Это как за столом:
невозможно смешивать все блюда в одно. Или, как говорят в России – мухи
отдельно, котлеты отдельно.
- Ранее в Эстонии уделялось
огромное внимание развитию транзита российских товаров. Но год-полтора
назад, после событий с Бронзовым солдатом, вдруг возникла довольно
острая дискуссия о том, нужен ли вообще Эстонии транзит.
Премьер-министр Андрус Ансип, например, заявлял, что транзит играет
маргинальную роль в экономике и на него можно не обращать внимания.
Бизнесмены и ученые же говорят, что в ВВП государства на него
приходится чуть ли не восемь-десять процентов. Что бы вы сказали
пессимистам?
- Если говорить о процентах, то точную цифру,
конечно, привести трудно, но доля транзитного сектора в нашем ВВП
составляет где-то между 5 и 10 процентами.
Экономика Эстонии не
может нормально функционировать без перемещения грузов по ее
территории. Вспомним, что в еще Средневековье наши города были членами
Ганзейского союза, по нашей территории проходили торговые пути из
Европы в Россию и обратно. Транзит всегда был и всегда будет нужен.
Эстония не имеет права замыкаться в себе.
Здесь особая роль
принадлежит, по нашему мнению, железной дороге. На сегодня мы,
наверное, единственная страна в Европе, где государству принадлежит
меньшая доля рынка железнодорожных перевозок, чем частному капиталу
железнодорожного предпринимателя.
Но при этом государство, как
собственник не взимало и не планирует в ближайшие годы взимать
дивиденды с Эстонской железной дороги: все свободные средства будут
направлены на инвестиции в железную дорогу.
Для сравнения: мы
планируем в ближайшие годы профинансировать из государственного бюджета
около 2,5 миллиардов крон на развитие движения поездов. Это 25
процентов от всей суммы, выделяемой из фондов ЕС на развитие
транспортного сектора. А в то же время, например, сеть шоссейных дорог
Эстонии в 50 раз больше железной дорожной части!
Кстати,
государство освобождает руки для частного сектора и в портовом
хозяйстве. Наряду с принадлежащим государству Таллиннским портом у нас
успешно действуют и частные порты.
На наш взгляд, именно
железная дорога в сочетании с морским транспортом смогут решить самое
узкое на сегодня место в российском транзите через нашу страну:
ликвидировать огромные очереди грузовиков на границе.
Заинтересованность в этом проявил и глава Российской железной дорог
Владимир Якунин, принявший участие в бизнес-форуме.
- На этой
же конференции Владимир Якунин заявил, что российская сторона уже в
конце нынешнего года может начать поставки нефтепродуктов на мировой
рынок через свой порт в Усть-Луге. Как это может сказаться на Эстонии,
которая получала значительную прибыль от перевалки такого рода товаров?
- Мы понимаем желание России развивать собственные порты. Но
считаем также, что в приказном порядке потоки грузов регулировать
невозможно. Выбор здесь ложится на конкретного отправителя товаров, и
он решает, куда, кому, через какие порты направлять грузы.
Если
мы думаем о будущем экономик России, Европейского союза, то транзит не
самоцель, он не нужен сам по себе. Он нужен для доставки грузов и
развития тем самым наших экономик в целом. И здесь наверняка найдется
место и для нас как члена Евросоюза, мы видим здесь возможности и для
эстонских портов.
Если мы будем предлагать хорошую цену,
хорошие условия, то поток товаров шел и будет идти и через нашу страну.
И дело государства здесь не регулировать, кому и через какие порты
отправлять какие грузы, а создавать лучшие условия для бизнеса: путем
тарифной политики, создания инфраструктуры. Несмотря на всяческие
пессимистические прогнозы, мы, например, сейчас строим на границе с
Россией новые железнодорожные мощности на переходе "Койдула",
вкладываем средства в реконструкцию Таллинского порта.
- Что такое Россия для экономики Эстонии?
-
Это факт, что Россия для Эстонии является огромным рынком и Эстония
стремится стать вызывающим доверие партнером. И хотя наш рынок для
восточного соседа невелик, мы являемся частью огромного рынка ЕС и в
этом плане можем представлять для России значительный интерес.
Сейчас
во внешнеторговом обороте Эстонии на Россию приходится около 9
процентов. Этого довольно мало, учитывая потенциал обеих сторон. Мы
смотрим на Россию, прежде всего с точки зрения кооперации с отдельными
регионами, главным образом с Северо-западом, это очень
конкурентоспособный регион. Мы говорим добро пожаловать российским
инвестициям, прежде всего малым и средним предприятиям. Рынок Эстонии
мал, у нас проживает всего 1,35 миллиона человек. Но Эстония - это
часть Европейского союза , часть его внутреннего рынка с его свободой
передвижения людей и товаров и это должно быть привлекательным для
российского бизнеса. Кроме того, мы знаем ваш рынок, знаем ваш язык. И
наша сила – в открытости и прозрачности для зарубежных инвестиций. Всех
– вне зависимости от национальностей и государств.
- В каких сферах экономики вы ждали бы, прежде всего, российских инвесторов?
-
У нас нет крупных отраслей и крупных предприятий и потому риск для
инвесторов минимизирован. Особое внимание обращаем на развитие
наукоемких технологий. Мы хотим видеть предприятия с академическим
потенциалом. Среднее промышленное предприятие в Эстонии насчитывает от
100 до 500 человек, оно ориентируется на экспортный рынок. На нем легче
внедрять новые технологии и здесь быстрее окупаются инвестиции.
Например,
мало кто знает, что известная во всем мире компьютерная программа Skype
разрабатывалась у нас. Сейчас ею занята огромная американская
корпорация, но начиналось все у нас. Наша цель – предпринимательство в
сочетании с академическим потенциалом. Государство выделяет около 1,5
процента валового внутреннего продукта на инновационные программы. Это
самые разнообразные разные программы и в них могут принимать участие и
российские предприятия, и российские университеты, здесь есть потенциал
и для российской академической среды.
Сейчас, например, во
многих странах мира интересуются нашим так называемым электронным
правительством. Оно затрагивает не только сферы управления, но и любого
члена общества. Любой житель может решать электронным путем свои
вопросы в различных департаментах, оплачивать счета, оформлять
документы, совершать сделки, получать различные услуги вплоть до
выписывания электронных медицинских рецептов и тому подобное. Мы шли к
этому с начала 1990-х годов, для нас этот наукоемкий элемент управления
стал одной из основ функционирования демократического государства.
-
Россия намерена построить в Калининградской области Балтийскую атомную
электростанцию с мощностью, которая значительно превышает потребности
самой области. В СМИ Эстонии уже звучат опасения, что этот проект
станет серьезным конкурентом для новой Игналинской АЭС, в строительстве
которой собираются принять участие страны Балтии и Польша. Говорится
даже, что проект новой Игналины обречен, так как банки не дадут деньги
под строительство станции с непонятным кругом владельцев и неясным
будущим. Эстония как потенциальный участник игналинского проекта не
боится такого конкурента?
- Прежде всего, у нас очень мало
информации о Балтийской АЭС под Калининградом. Решение нашей страны –
сектору атомной энергетики быть. Это утверждено даже парламентом. Каким
путем и откуда, а также в каком объеме к нам придет атомная
электроэнергия – из Литвы, Финляндии или будем строить свою АЭС –
другой вопрос.
- Но вы готовы закупать российское электричество?
-
На днях глава государства Тоомас Хендрик Ильвес подписал обновленный
закон о рынке электроэнергии. Согласно этому закону, с 1 апреля мы
готовы закупать электроэнергию в объеме до 35 процентов потребностей и
из третьих стран, то есть не являющихся членами Европейского союза. Это
может касаться и России. Главное здесь условие – закупки должны
производиться через электробиржу. А физические и технические
возможности для этого есть еще с советских времен.