В конкурсе «Лучшее предприятие Эстонии» фирма Saros EST была
номинирована в категории наиболее быстро развивающихся предприятий Aasta
Areneja. В разгар кризиса она успешно вышла на европейский рынок, а
сейчас 95% ее продукции экспортируется в 35 стран мира.
Одно из самых быстроразвивающихся предприятий Эстонии находится на
окраине Нарвы в весьма скромном с виду одноэтажном производственном
здании, за последний десяток лет сменившем несколько хозяев. «До
внешнего вида и территории пока руки не дошли», — поясняет директор
фирмы Saros EST Владислав Боборенко.
Зато внутри все сияет новизной и чистотой — и производственный цех, и
кабинеты менеджеров с натяжными потолками — образцами продукции фирмы.
Натяжные потолки — это пленка, которая натягивается над основным
потолком посредством терморасширения. Потолки из прочной
полихлорвиниловой пленки практически любой расцветки и формы
устанавливаются в помещении за 3-4 часа и могут служить годами, не
требуя ремонта и ухода. Именно эта простота и прочность сделали натяжные
потолки очень популярными как в России, так и в европейских странах,
поясняет Боборенко.
Четыре года назад россиянин Михаил Байков, собственник группы компаний,
работающих под единой торговой маркой Saros Design, основал в Нарве
фирму Saros EST — чтобы избежать таможенных барьеров при работе с
клиентами из еврозоны. Компания выпускает натяжные потолки и
комплектующие к ним по индивидуальным заказам, которые поступают от сети
дилеров — строительных фирм по всему миру.
Сломать стереотип
«В 2007 была основана компания, около полугода ушло на получение
сертификатов, необходимых для выхода на европейский рынок. В 2008 мы
отлаживали производство и работали с клиентами из Балтийских стран.
А в 2009 году, когда разразился мировой экономический кризис, мы вышли
на европейского потребителя. В настоящее время экспортируем продукцию в
35 стран мира», — рассказывает Боборенко.
Натяжные потолки из Нарвы отправляют в Израиль, Иран, Америку, Канаду,
Германию, Францию и почти во все страны Европы, за исключением
скандинавских, где люди предпочитают отделку домов из традиционных,
натуральных материалов.
В целом и спрос, и объемы выпускаемой продукции постоянно растут,
растет и число сотрудников — в 2008 году их было всего четверо, а сейчас
— 15. Боборенко признается, что прежде чем выйти на европейский рынок,
пришлось набить много шишек.
Основная проблема, с которой они столкнулись — недоверие: европейский
потребитель очень осторожно относится к продукции из Восточной Европы.
«Сломать этот стереотип было сложно. Тем более, что там у нас есть
конкуренты, которые уже давно работают на этом рынке. Очень большое
значение имела не только цена и качество, но и общение с клиентами: наши
менеджеры свободно владеют основными европейскими языками, некоторые —
несколькими языками сразу. Естественно, найти таких сотрудников в Нарве
было непросто», — говорит директор.
Насколько довольны работники своей зарплатой? «Зарплату менеджеров
озвучивать не могу, а зарплата работников тайной не является: 700 евро
брутто», — отвечает директор. 37-летний коренной нарвитянин Владислав Боборенко — выпускник
химического факультета Санкт-Петербургского государственного
университета, проходил дополнительное обучение в Британском открытом
университете и начинал в Нарве с небольшого текстильного бизнеса.
«В 2005 году решил выйти из этого бизнеса: когда Европейский Союз снял
квоты на текстильные поставки из Китая и Пакистана, то цены сразу
упали», — вспоминает Боборенко. Директором нового, начинавшегося с «нуля» предприятия он стал по
результатам открытого конкурса и до сих пор не жалеет об этом. «Конечно,
пришлось много учиться, ведь вначале я знал о натяжных потолках
немного, да и то благодаря телепередаче «Квартирный вопрос», которую
часто смотрит моя жена», — вспоминает Боборенко.
Поддержка EAS
«Saros EST — перспективное предприятие с большим потенциалом, его
сильные стороны — инновативность и хорошая система маркетинга», —
считает консультант по предпринимательству Фонда поддержки
предпринимательства EAS Айги Куллеркупп.
Фонд поддержал несколько проектов Saros EST: выделил стартовую помощь в
размере 400 тысяч крон, покрыл часть расходов на сертификацию
продукции. «Эта помощь была очень существенной. Также мы высоко
оцениваем помощь в обучении персонала разным методикам маркетинга,
сейчас в разработке проект по экспортной поддержке», — рассказывает
Боборенко.