На прошлой неделе размер помощи для стартующих фирм был удвоен, и теперь он составляет 100 000 крон, а пособие на развитие юных фирм, причастных к экспорту, увеличено до полумиллиона крон. Одновременно смягчены или полностью отменены ранее действовавшие ограничения: доля самофинансирования сузилась, а круг фирм, которые могут претендовать на пособия, расширился.
По мнению ДВ, никогда ранее ситуация в Эстонии не была столь благоприятной для желающих основать собственный бизнес. А потому тем, кто в силу личных наклонностей или под давлением обстоятельств, вынашивает замысел «начать работать на себя», сегодня самое время переходить от размышлений к действиям.
Вышеперечисленные меры - только часть тех возможностей, которые стали доступны для ставших на ниву предпринимательства. Ведь кроме общегосударственных мер, реализуемых через EAS и KredEX, есть ещё и нехилая поддержка от местных властей. Так, в столице действуют бизнес-инкубаторы в Копли и Юлемисте, а в сентябре к ним добавится ещё один, «с творческим уклоном», предназначенный для фирм, занимающихся дизайном и прочими искусствами. Для тех же, кто нацелен на создание новых видов продукции, вскоре в различных уголках Эстонии появится аж восемь центров развития технологии.
Перечень всех мер и сумм, выделяемых сегодня на поддержку предпринимательства, слишком велик, чтобы его можно было привести здесь целиком. Ограничимся тем, что скажем спасибо Евросоюзу и отметим, что начинавшим свой бизнес в лихие 90-е нынешние меры поддержки показались бы сладким сном.
Государство, конечно, не забывает скрести налоги, но будем объективными - налогообложение в Эстонии намного более щадящее, чем во многих других странах. О таких вещах, как нулевая ставка на реинвестированную прибыль, там даже не мечтают. К тому же зарегистрировать фирму, получить необходимые разрешения, вести отчётность - у нас достаточно просто. Эстонская бюрократия – далеко не самая страшная в мире.
Да, сейчас экономика переживает кризис. Но и это обстоятельство работает на бизнес-новичка. Нанять помещение, приобрести технику, получить консультации, подобрать персонал – все эти проблемы в условиях спада решаются намного проще, а главное - дешевле, чем во время бума, когда за аренду площадей приходилось платить втридорога, а кандидаты в работники заламывали нереальные требования.
Экономический спад понизил спрос на многие товары и услуги. Однако у этой медали есть и другая сторона - все кинулись сокращать расходы. Если в период благополучия фирмы заказывали услуги у традиционных поставщиков, не вникая в цену, то сегодня на сохранение добрых отношений смотрят как на лирику: кто предложит лучшую цену - тот и станет партнёром. Для фирм-новичков в этом кроется шанс для быстрого расширения клиентской базы.
Нередко приходится слышать жалобы на невероятную трудность получения помощи. Сложился стереотип, мол, получить госпомощь архисложно. Действительно, для этого надо основательно поработать. Но, позвольте, речь-то идёт о будущих предпринимателях, которых впереди ждут намного более сложные проблемы.
Если кто-то полагает, что помощь предпринимателям – это вроде мешка с новогодними подарками, которые добрый дедушка раздаёт хорошим деткам, то ему просто не надо идти в бизнес – это не его стихия. Для тех же, кто готов работать, настал час действовать. Откладывать на потом, когда всё стабилизируется, было бы ошибкой. Когда нынешний спад сменится подъёмом, выиграют те, кто уже создал своё дело и приготовился встретить волну роста, чтобы оказаться на её гребне.