Летная гавань стала новым туристическим магнитом Таллинна
В Ночь музеев, когда многие объекты культуры открыты для бесплатного
посещения, мои друзья, чтобы попасть в таллиннскую Lennusadam, Летную
гавань Эстонского морского музея, простояли в очереди свыше двух часов
кряду. Сегодня народ стоит почти столько же, чтобы попасть на подводную
лодку Lembit - пожалуй, самый притягательный экспонат этого недавно
открывшегося музея, пишет Светлана Зайцева в «ВП».
Уникальная в квадрате
Действительно, многим ли из нас может представиться такая уникальная
возможность — побывать внутри настоящей подводной лодки. Все-таки это,
согласитесь, объект — военный, а, следовательно, засекреченный.
Потрясает не только мощь конструкторской и инженерной мысли. Приводит в
трепет одно только осознание того, что в этой стальной махине
водоизмещением 600 тонн спускались под воду, жили, служили, участвовали в
боевых действиях, сохраняли трезвость ума и бодрость духа...
Покидать лодку народ не спешит: все хочется осмотреть детально. Многие
фотографируются. А некоторые пытаются прилечь на подвесные кровати:
неужели здесь можно было спать?!
Экскурсию на субмарину Lembit можно назвать возможностью уникальной в
квадрате - из-за истории самой подлодки. Lembit была одной из двух
подводных лодок (вторая – подлодка «Калев»), которые Эстонская
Республика заказала в 1936 году в Англии. Для их покупок был организован
крупнейший за всю историю Эстонии сбор средств. «Люди собирали
металлолом и жертвовали деньги, - рассказывает экскурсовод морского
музея Лийна Метс.- Если мерить нынешними мерками, это было порядка 5 млн
евро». К этим 5 миллионам, естественно, добавилось еще и еще, но сам
факт патриотического порыва населения Эстонии остается достойным
большого уважения.
Построенная для Эстонского флота, подлодка Lembit сражалась в боях
Второй мировой войны под советским флагом. Потопила три судна. Активно
использовалась до 50-х годов, а затем стала учебной базой. В целом она
оставалась на службе 75 лет - чем и заслужила звание самой старой
работающей подлодки в мире. В прошлом году она была поднята на берег и
продолжает, можно сказать, свою службу — только теперь в качестве
музейного экспоната.
Единственная в мире копия
Еще один выдающийся экспонат Lennusadam – Short Type 184, английский
гидроплан, который также использовался в эстонских вооруженных силах;
вернее, его полномерная копия. «Вообще не сохранилось ни одного
гидроплана этого типа. Так что копия в Летной гавани Таллинна –
единственная полномерная копия этого самолета во всем мире», - объясняет
Лийна Метс.
Short Type 184 – первый самолет, атаковавший вражеский корабль
выпущенной с воздуха торпедой; собственно, этим и знаменит. Он был
сконструирован в Англии в 1915 году. В Эстонской Республике эти военные
машины использовали для гражданских перелетов, а также для перевозки
почты и в учебных целях.
Ангары для гидропланов
Собственно говоря, именно для гидропланов (а их Эстония в 1919 году
купила аж восемь штук) и были возведены два замечательных здания –
ангары с огромными куполами. И здесь опять можно применить сочетание
«первые в мире». Да, эти ангары в Летной гавани являются первыми в мире
железобетонными конструкциями такой величины. Чарльз Линдберг,
осуществлявший (опять же!) первый одиночный полет через Атлантический
океан, приземлился тут в 1930 году.
Разнообразие впечатлений
Даже если вы из тех людей, кого абсолютно не трогает морская тематика,
уверена: реновированные ангары для гидросамолетов, построенные почти сто
лет назад, произведут на вас неизгладимое впечатление одним только
своим внешним видом.
Не говоря уже о том, что Lennusadam — великолепный образец современного
музея, оснащенного по последнему слову техники и предлагающего набор
незабываемых впечатлений самого разного плана.
Благодаря сенсорным мультимедийным экранам можно погрузиться в пучину
информации - как по истории мореплавания, так и по морской флоре и
фауне. Можно испытать и свои физические возможности: например, подняться по
горбатому мостику, парящему чуть ли не под самым куполом, и затем
спуститься с него.
Музейная экспозиция продолжается и за стенами Летных ангаров. Под
открытым небом на воде стоит целая коллекция исторических судов, в том
числе ледокол «Суур Тылль» (Suur Tõll), самый большой в Европе ледокол
на паровом двигателе.
В целом в Летной гавани более 200 экспонатов, связанных с морской
тематикой. Так что идите в Lennusadam всей семьей — каждый найдет для
себя много увлекательного. Кстати, что лично мне бросилось в глаза при посещении Lennusadam, так
это большое количество экскурсионных групп, в которых были одни мужчины
солидного возраста. Может быть, команды судов, которые пришвартовались в
Таллиннском порт.
Cправка:
Летные ангары и комплекс «Леннусадам» изначально были построены в качестве части оборонительных сооружений в 1916-1917 годах.
Lennusadam относится к Морскому музею Эстонии.
Адрес: Таллинн, Кюти 17
Открыто: летом ПН-ВС, 10.00 -19.00
Билет: 10.00 €, детский билет: 5.00 €
С Tallinn Card вход в «Леннусадам» и музей - бесплатный.
Можно выбрать, хотите ли вы посетить всю территорию, ангары и «Суур Тылль» или только какую-то отдельную часть.