Для меня современное искусство - это приглашение к игре и возвращение в
детство. Талантливый экспонат цепляет твой интерес минут на пять, ты
улыбаешься концептуальности идеи и двигаешься к следующему объекту.
Поэтому я люблю заходить на пятый этаж в КУМУ - чтобы отвлечься от
реальности, поразмыслить над витающими в воздухе вопросами и молча
перекинуться соображениями с неизвестными мне авторами. Это сродни
медитации.
А вот если пойти в музей компанией, то можно отлично повеселиться. Без
Youtube'а. Если у вас нет планов на сегодня-завтра, вот наводка: сходить
на выставку «gateways. Искусство и сетевая культура», а потом на
концерт электронной музыки, где можно послушать оперу в исполнении ста
электронных зайчиков, композицию для ноутбуков и пьесу для фортепиано и
мобильных телефонов.
Что важно, выставку и концерт можно не только увидеть и услышать, но и
поучаствовать в них. Например, написать лазерной ручкой на одном из
экспонатов слово "Х..". А потом пообщаться посредством компьютера с
цветком (говорят, он так лучше растет) фразами, скажем, из "Звездных
войн". В комнате „Memopol", где компьютер ясно покажет, как вы, вы и вы
наследили в Интернете, немного вспотели ладони. И еще мы замерили там
известность Руслана РХ. А потом наткнулись на очень красивый дождь из
слов, заставивший притихнуть на несколько минут, вспомнить прощальный
монолог репликанта Роя из «Бегущего по лезвию», выдохнуть и мчаться
вниз, на концерт.
В первом отделении не было законченных произведений – все начиналось и
заканчивалось спонтанно, в зависимости от того, чего желала публика –
звонила ли она на телефоны, вибрирующие на струнах рояля, принесли ли
слушатели с собой достаточное количество ноутбуков и т.д. Это был больше
забавный эксперимент, чем выступление.
Во втором отделении звучала опера в исполнении сотни очаровательных
зайчих. Они не только развлекали нас звуками, но иногда кокетливо,
иногда грозно шевелили ушами и подмигивали цветными лампочками,
расположенными в белых животиках. Cute, cute, cute. А иногда David
Lynch, Santa Claus, David Lynch. Опера эта, со слов ее создателей
Антуана Шмитта и Жан-Жака Бирже - размышление над темой хаоса и порядка,
ведь каждая зайчиха сама выбирает, какой из предложенных музыкальных
отрывков ей здесь и сейчас исполнять и исполнять ли вообще. В общем, тут
и о демократии, и о любви французов к забастовкам.
По окончанию сего замечательного вечера мне подумалось: вот бы кто
поскорее сочинил произведение, исполнение которого предусматривает
возгласы и гуление младенцев из зала, чтобы на концерт можно было взять с
собой сына Гошу.