Когда стоишь на таллиннской улице Паэ, задрав голову и пытаясь таким
образом разглядеть фонарь Южного маяка, то невольно возникает вопрос:
неужели его свет виден на таллиннском рейде? Но когда зимним вечером
возвращаешься из Хельсинки или, наоборот, отчаливаешь в Стокгольм, то
стоит посмотреть в сторону старого Ласнамяэ, как замечаешь сильное
свечение, да не одного, а сразу двух маяков.
Красный и Белый
Одна из близлежащих к Южному маяку улиц называется Пунане, то есть
улица Красная. Название это не имеет ничего общего ни с красной армией,
ни с Красной площадью.
Она официально так называлась уже в 1902 году: по-немецки Rote Strasse,
по-русски — Красная улица, по-эстонски — Punane tänav. Наименование
свое улица получила от Южного таллиннского маяка, так как башня его
когда-то была окрашена в красный цвет, и в обиходе он был известен как
«Красный маяк».
Это один из старейших таллиннских маяков, его первая красная деревянная
башня была воздвигнута в 1835 году, на один километр южнее от другого
маяка, что стоит на краю обрыва Ласнамяги, над домиком Петра I в
Кадриорге.
В официальных документах маяки долго назывались Верхним и Нижним. Народ
прозвал построенный в 1806 году нижний маяк Белым (вспомните, что рядом
улица Валге), а построенный выше в 1835 году — Красным. Еще их называли
Северным и Южным, соответственно.
Работая синхронно, маяки образуют так называемый таллиннский створ, до
сих пор обеспечивающий вход кораблей в бухту, и хотя в 1896 году на
месте деревянной красной башни Южного маяка выросла 40-метровая
черно-белая каменная башня, название улицы сохранилось. Не говоря уже о
названии центральной магистрали района — улице Маяка, Маячной.
Лестница к маяку
Сначала фонари маяков работали на конопляном масле, затем перешли на
керосин, а вскоре и на электрическое питание. В царское время для маяков
была сооружена даже маленькая электростанция. Позже маяки работали на
ацетилене, который доставляли на Ласнамяги из Минной гавани. Про Красный
маяк известно еще то, что его свет усиливается двенадцатью зеркалами с
серебряной амальгамой.
По данным историка Роберта Нермана, сторожем Белого маяка в течение 60
лет был Алексей Вахрушов, который рассказывал, что сторожам было
категорически запрещено покидать маяк. Вахрушов вспоминал, как по
инициативе смотрителя маяков Матукайтиса была сооружена лестница из
парка Кадриорг, причем строили ее, как это ни странно, матросы.
Лестница эта существует до сих пор, правда, она неоднократно ремонтировалась, а несколько лет назад была реконструирована.
У входа на диспетчерский пульт Южного маяка начертаны удивительные
слова: «Маяки — святыни морей, принадлежащие всем и неприкосновенные».