Несколько дней назад на неделе дизайна в Милане, во время которой
проходили презентации продукции и уже в 50-й раз ярмарка мебели «i
Saloni 2011:50 years young», мне стало грустно в боксе финского
дизайнера из города Куопио Ханны Корвела.
В аналогичной авторской технике выполняют свою работу по текстилю и
эстонские дизайнеры, но где можно получить о них соответствующую
информацию? В Интернете, конечно! Да, но торговля почему-то заключает
сделки с теми предпринимателями, продукцию которых можно увидеть своими
глазами и пощупать руками.
На этот раз в мировой столице дизайна я не увидела ни одного
выступления какого-либо эстонского предприятия или дизайнера, но зато
наши северные соседи представляли свою продукцию во впечатляющих
масштабах.
Финны, например, очень стильно отметили 75-ю годовщину фирмы по
производству мебели и светильников Artek и 60-летний юбилей компании
Marimekko. Их пять боксов студенческого дизайна были просто
замечательны.
Но почему же Эстония не представляет себя как дизайнерскую страну там,
где ее продукцию сумеют оценить по достоинству? Когда-то ведь надо
начинать это делать, тем более что сейчас в мире дизайн северных стран
очень востребован — благодаря преимущественному использованию
натуральных материалов, функциональных форм и сдержанной гаммы красок.
Еще в 1950 году в США, Канаде и Западной Европе состоялась масштабная
передвижная выставка «Design in Scandinavia», которая уже тогда заложила
краеугольный камень нынешнему почитанию, продолжающемуся по сей день.
Нам также необходима слаженная команда, которая могла бы проводить
подобные мероприятия, но беда в том, что таких менеджеров и агентов у
нас катастрофически не хватает, как отметил это в приложении Postimees
«AK» министр культуры Рейн Ланг.
Каждый год Академию искусств заканчивают несколько десятков дизайнеров,
чьи оригинальные курсовые и дипломные работы (среди которых некоторые
достойны представлять творческую продукцию Эстонии за рубежом)
свидетельствуют о том, что таланты у нас есть. К сожалению, к
производственному процессу привлекаются лишь некоторые из них...
На самом деле внести свой вклад в продвижение эстонского дизайна могли
бы мы все, покупая изделия, изготовленые в Эстонии. Пусть они будут
дороже, чем произведенные в Китае, но зато более надежные. Кроме того, в
модели поведения в ход пошла бы цепная реакция: спрос рождает
увеличение объемов производства, а это, в свою очередь, вызовет
необходимость создания новых рабочих мест и т.д.
Эстонские продукты питания больше не нуждаются в призывах потреблять
отечественную продукцию — это стало уже само собой разумеющимся. Точно
такой же подход можно было бы выработать и к эстонскому дизайну.