В студии DAK малыши с трех лет проектируют интерьеры домов для
сказочных персонажей, например, трех поросят, моделируют свои будущие
машины, изучают строение животных, чтобы потом лепить их фигурки из
глины.
«Когда я работаю в студии с детьми, понимаю, что я на правильном месте.
Ради этой работы я готова жертвовать своим свободным временем», –
уверяет хозяйка детской студии DAK (Disain, Arhitektuur, Kunst) дизайнер
по интерьеру Нина Пильвинг. И это правда! Студия стала для Нины вторым
домом. А ведь еще пару лет назад, проектируя различные офисы, она не
могла и представить, что вскоре с головой уйдет в работу с ребятней.Вы отдохнете, я успокоюсь!
Идея открыть детскую студию родилась случайно. Позапрошлым летом Нина
поехала отдыхать на дачу. Но лишь она устроилась понежиться на веранде в
лучах теплого солнышка, как идиллию спокойного и долгожданного отдыха
нарушила соседская детвора.
Позагорав первый день в шуме и гаме, от которого кругом шла голова, на
следующий день Нина не выдержала и через забор обратилась к родителям
озорных дошколят: «Приводите их лучше ко мне – порисуем! И вы отдохнете,
и я успокоюсь!». Первый урок рисования с соседскими ребятишками Нина
провела в своем саду, усевшись на подушках. А уже через пару дней у ее
калитки выстроилась целая очередь желающих… Соседям и знакомым так
понравилась идея кружка рисования в саду, что они приводили своих
ребятишек.
«У меня не было уверенности, что я найду общий язык с маленькими
детьми, ведь свои уже давно выросли. Но, к счастью, у меня получилось
заинтересовать их, – вспоминает Нина. – Однако в один момент я поняла,
что детям скоро наскучит просто рисовать. И тогда я решила передавать им
свои дизайнерские навыки. Ведь это так интересно – самому придумывать и
создавать разные вещи: стул, стол, книгу».
Нина не ошиблась. Девочки с удовольствием занялись изготовлением
украшений из глины, которые потом запекали в печке и разукрашивали
диковинными узорами. А мальчики принялись ваять из глины другие милые
безделушки.
Нина не заметила, как посвятила своим подопечным все лето. А ближе к
осени ей стало грустно. Дизайнер осознала, что ни в коем случае не хочет
оставлять работу с детьми. Тем более она решила, что таить в себе
академические знания и многолетний опыт работы – эгоистично. Ими
обязательно надо делиться! В голове стали выстраиваться сценарии уроков
для детей. Художник – в каждом ребенке
Вначале Нина думала открыть небольшой кружок, о детской студии она и не
мечтала. Но оказалось, что размер коллектива не имеет значения – в
любом случае нужно оформить уйму документов, составить программу и
получить ее одобрение у Министерства образования. На все это у Нины ушли
месяцы. В итоге детская студия DAK открылась лишь в сентябре прошлого
года.
Этой весной заканчивается первый учебный год студии DAK, а ребята уже
участвуют в международных конкурсах, устраивают свои выставки.
О дизайне и архитектуре здесь рассказывают даже самым маленьким. «В
нашей студии много разных программ, – объясняет Нина. – У нас шесть
возрастных групп. По задумке, ребенок может прийти к нам в три года и
проучиться до шестнадцати лет. Причем трехлетние малыши у нас очень
талантливые». Нина показывает картину, сделанную трехлетней девочкой. И
это действительно не просто мазня, способная вызвать восторг лишь у
родителей, а продуманный пейзаж в стиле Ван Гога.
Дело в том, что уроки в студии посвящаются известным скульпторам,
архитекторам, художникам. Детям рассказывают о них, знакомят с
творчеством, а малыши потом делают работы в похожем стиле.
«Чего стоит, например, наш первый опыт в студии по созданию масок в
венецианском стиле, – говорит Нина. – Семилетние ребята делали эскизы,
потом заготовки масок из папье-маше, а дальше украшали их. Результат
впечатлил».
Метод работы от эскиза формы к ее созданию – основной в студии. Это
учит детей творческому мышлению, умению из многих идей выбрать главную,
продумать и выразить ее на бумаге. Каждый ребенок делает по три-четыре
эскиза. А потом всем коллективом выбирают лучший вариант, критикуют,
приводят свои доводы, хвалят... В процессе работы малыши сами
совершенствуют или меняют свои идеи, и не важно, что от первоначального
эскиза не остается и следа. Учителя здесь уверены, что в дальнейшем у
этих детей не будет проблем в школе, потому что они уже умеют работать в
коллективе, сосредотачиваться на главном и самостоятельно выражать свои
мысли вслух и на бумаге.
«А получается у всех, – говорит Нина. – В студию мы не устраиваем
никаких приемных экзаменов. Потому что мы уверены – каждый ребенок
талантлив и в нем живет художник, просто это надо разглядеть и
раскрыть».
Действительно, учиться здесь начали совершенно неподготовленные в
области рисования дети. На первых уроках, когда учитель просила их
нарисовать любого зверя, раздавалось: «А я не знаю!», «А я не умею!»,
Сейчас таких сложностей не возникает, напротив, каждый ребенок теперь
старается выбирать незнакомый сюжет: хочется пробовать что-то новое, что
еще никогда не изображал. Обстановка для шедевров
С педагогами малыши читают сказки, а потом разрабатывают эскизы домов
для полюбившихся героев, учатся проектировать и воссоздавать из картона
архитектурные формы: строят многоэтажные здания, парки, детские
площадки, фантастические города.
«Мы проходили архитектуру и мозаику великого испанского архитектора
Антонио Гауди, – рассказывает Нина. – Дети настолько воодушевились, что
даже сказочных животных, которых они по эскизам ваяли из глины,
раскрашивали в этом стиле». Получились очень интересные работы. Забавно,
что ребята на бумаге рисуют не только эскизы будущих скульптур, но
отдельно на листе разрабатывают их раскраску, прорисовывают орнаменты и
некоторые, требующие особо кропотливого подхода детали: зубки, уши,
глазки.
«Это их первые настоящие, хоть и маленькие, дизайнерские проекты», – с
гордостью показывает Нина работы своих учеников. Помимо самой Нины в DAK
преподают молодые эстонские художники и педагоги – выпускники
Художественной академии. Подбирая коллектив, Нина оценивала не только
профессиональные качества преподавателей, но и их умение ладить с
детьми.
Для нее главное, чтобы в студии царила дружеская непринужденная
обстановка. Только в таких условиях могут рождаться шедевры. На уроках
дети ведут себя непринужденно, иногда сидят на подушках или даже лежат
на полу вокруг педагога. Иной раз они устраивают со своими поделками
театральные представления.
«Мы позволяем работать, как им хочется, – объясняет Нина. – Дети у нас
не бегают и хулиганят – они творят, а в творчестве все допустимо.
Например, рисовать и лепить на полу. И ничего страшного, что потом вся
наша рабочая комната заляпана краской. Было так смешно, когда на уроке
скульптуры педагог спускалась к малышам под парту и смотрела, как они
там работают». Расти, развиваться, расширяться…
В студии есть и русские, и эстонские группы. Но атмосфера настолько
дружная, что малыши из разных языковых групп иногда меняются друг с
другом местами. Здесь вообще все привыкли дружить. Так, вскоре после
открытия, студия DAK решила не жить обособленно, а поделиться своими
интересными уроками по дизайну и архитектуре с соседними школами. Они
прошли на ура на зимних каникулах.
Младшим классам проводили мастер-классы по мозаике Гауди. Для
старшеклассников урок был больше похож на профориентацию в мире дизайна и
архитектуры. Такие мастер-классы попросили провести еще несколько школ
района. Также у DAK сложились творческие отношения с молодежным центром
Хааберсти, ребят из которого приглашали к себе в студию во время зимних
каникул.
Нина уверена, что, проводя мастер-классы в других школах, сама студия
развивается и получает бесценный опыт. А развитие необходимо для любого
творческого коллектива. Впереди у студийцев много планов, задумок и
идей. «Расти, развиваться, расширяться…», – смеется Нина. А начнут
студийцы с покупки печи, ведь со следующего года в планах начать в DAK
уроки керамики.
|