В культурном центре «Линдакиви» были подведены итоги
международного фестиваля короткометражных фильмов «Невиданное кино»,
входящего в программу «Таллинн — культурная столица Европы».
«Невиданным» это кино называется потому, что короткометражки, снятые
любителями, в том числе детьми в возрасте до 14 лет, а также студентами
киношкол, часто оказываются поразительно непохожими на привычную
«взрослую» кинопродукцию. И потому, что кроме как на фестивале их
нигде не увидишь.
И — к глубочайшему сожалению! — потому что увидели их немногие. Один из
трех фестивальных дней проходил в Маарду, а на двух остальных, в Центре
русской культуры и в «Линдакиви», народу в зале было до обидного мало. В
основном, сами участники, их друзья, а также те люди, кого
по-настоящему интересует кинематограф, в том числе ростки нового кино,
зарождающиеся на таких фестивалях.
Нынешнее «Невиданное кино» — десятое по счету. Оргкомитет, во главе
которого стоят «родители» фестиваля — Игорь Глазистов и Марина
Наабер-Глазистова, допустил к участию 58 картин из Эстонии, Литвы,
России, Украины, Швеции, Испании, Хорватии и Великобритании, самая
короткая длилась 51 секунду, а самая продолжительная — 32 минуты.
Судьбу «золотого», «серебряных» и «бронзовых» кадров, а также
многочисленных специальных призов решало авторитетное жюри, в которое
входили четыре режиссера: директор Балтийской киномедиашколы Арво Ихо,
Янно Пылдма, Семен Школьников (все — Эстония), Лиза Скворцова (Москва), а
также медиа-педагог Марина Наабер-Глазистова.
Интересно и смешно
«Тут бывает дико интересно и смешно, — так охарактеризовал увиденное
Арво Ихо. — Я бы посоветовал тем, кто неравнодушен к кино, бывать на
подобных фестивалях!
Работы участников, при всей молодости авторов и своеобразию
требований, которые предъявляет «короткий метр», несли на себе отпечаток
национальных киношкол.
Картина испанца Хавьера Масипе «Эфемерный» («Бронзовый кадр») была
пронизана сдержанной и напряженной чувственностью, характерной для
испанского кинематографа. Литовские фильмы отличались отточенностью
формы, безупречным темпоритмом.
Швед Даниель Виртберг в «Любимом ребенке» так же, как и «большое»
шведское кино, напоминал благополучному зрителю, что житейская
устроенность и обеспеченность может сочетаться с утратой связей между
людьми, равнодушием. Родители, принеся в дом котенка, совсем забыли о
том, что их маленькой дочери тоже необходимы любовь и ласка.
Ряд работ студентов ВГИКа был проникнут тем же чувством безысходности
и сострадания к живущим в бедности людям, какое свойственно российскому
авторскому кино. Многие авторы держат в памяти слова Достоевского о
«слезинке ребенка».
Так, фильм Ольги Томенко «Дотянуться до мамы» (лучшая режиссура) снят
как бы от лица маленькой девочки, дочери безработных из приморского
поселка. Мать, изнуренная нищетой, кричит на девочку, семилетней Кате
кажется, что мама ее ненавидит; когда родители отправляются на лодке
ловить рыбу, Катя молит боженьку, чтобы их «съело чудище морское».
На море буря, Катя не может заснуть, ей кажется, что проклятье сбылось,
и когда родители возвращаются живыми и невредимыми, девочка испытывает
непередаваемое облегчение...
Работы эстонских участников отличались лаконичностью и изяществом
(«Ночь, улица, фонарь» Полины Удре — приз лучшему автору в возрасте до
26 лет; «Один день» юноши, известного в молодежных кругах как Соник —
лучший экспериментальный фильм; «Без пыли» Ивана Павлючкова — «Бронзовый
кадр»). Соник и Павлючков родом из Маарду. Постоянные выезды
«Невиданного кино» в Маарду дали свои плоды.
А абсолютно лучшей признана «Татра» ВГИКовцев Ивана Глазачева и Ильи
Леутина. Проректор ВГИКа Олег Шухер признался, что руководство института
долгое время придерживало эту картину за некоторую фривольность, но вот
«Татра» (это имя не машины, а девушки) вырвалась на фестивальный
простор и пленила жюри чувством юмора, безукоризненным ритмом и хорошей
актерской игрой.
Арво Ихо в четвертый раз входил в жюри «Невиданного кино». «В первый
год участия в жюри мне особенно запомнились работы норвежской киношколы.
Я до сих пор показываю их своим студентам. Мне кажется, что прежде
отбор был жестче. В этом году картин больше, но разброс их уровней очень
заметен. Организаторы хотели объять необъятное, а это невозможно. Я бы
посоветовал более строго подходить к отбору», — отметил он.
Больше смелости
Арво Ихо пожелал организаторам, кроме большей строгости, еще и больше
смелости. По его словам, на молодежном фестивале должны быть не только
политкорректные, но и радикальные работы. Это сразу же создаст мощное
творческое поле.
«Однако я понимаю организаторов: хочется ведь показать работы и детей, и
подростков, и тех, кто уже подошел к праву считаться профессионалом.
Это гуманно. Как фестиваль для детей «Невиданное кино» просто
великолепен, — сказал Арво Ихо. — Мне очень понравились анимационные
картины ребят из Екатеринбургского клуба «Поиск»: «Бочка с красотой» и
«Камышовый кот». Видно, что там умные взрослые люди дают детям делать
свое, детское, кино, вкладывать свою фантазию».
По словам Ихо, бывает, что руководитель навязывает детям собственное
мироощущение — и в результате появляются взрослые фильмы, сделанные
детскими руками. Хороший педагог откроет детям путь, а дальше они будут
творить свободно.
Вот такой свободой и привлекают лучшие картины «Невиданного кино». Как картина «Три минуты» литовцев Юрги Нараскевичюте и Мантаса Саткуса,
доказывающая, что пятиминутная история, действие которой происходит в
тюрьме, может отличаться и прекрасной драматургией, и стильной
режиссурой. Как восхитившая всех «Татра», дерзкая по замыслу и
безупречная с точки зрения формы.
Призеры
Главные призы фестиваля «Невиданное кино» • Золотой кадр: «Татра», Иван Глазачев и Илья Леутин, ВГИК, Россия. • Серебряный кадр «Три минуты», Юрга Нарскевичюте и Мантас Саткус,
Литовская академия музыки и театра; «Это кажется, что прошло, а на самом
деле, может, и не прошло», Максим Зыков, ВГИК, Россия. • Бронзовый кадр: «Эфемерный», Хавьер Масипе, Испания; «Без пыли», Иван
Павлючков, Балтийская киномедиашкола, Эстония; «Нарушитель», Даниель
Виртберг, Швеция.