В новом номере журнала "ПЛУГ" опубликовано интервью с гуру эстонского кинематографа Арво Ихо.
Зачастую, рассказывая о других, мы говорим о себе. Иногда же хочется
вонзить взгляд в собеседника и позволить ему заставить тебя хоть
ненадолго забыть о себе. Арво Ихо – режиссер, фотограф, кинооператор,
классик эстонского кино и мой педагог. Именно он представлял Эстонию в
киноальманахе Visions of Europe (2004). В надежде вникнуть в причины
начала его кинематографической деятельности я кладу на стол диктофон и
превращаюсь в огромные извилистые раковины-радары.
«Я должен начать свой рассказ с более ранних событий. С того времени,
когда мне было 12 лет... Все началось с рисования и фотографии. В
деревне, где я жил, был один молодой художник, и однажды я увидел, как в
пасмурную погоду он писал пейзаж, наполненный солнечными пятнами и
радостным настроением. Я был удивлен. Как так? Сейчас серо, а на картине
чудеса, ликование. Это поразило меня, и я начал ходить к нему на уроки
рисования. Однако мои рисунки меня разочаровали, ибо не передавали всего
того, что я хотел запечатлеть.
В начале августа мы с другом отправились в поход на велосипедах. Во
время этого путешествия я отснял две пленки на фотоаппарат "Заря", и,
как ни странно, получились выразительные, поэтические снимки. Фотографии
наших палаток в утреннем тумане показались мне очень таинственными и
красивыми. Поняв, что я никогда не смог бы нарисовать такое, попросту не
получилось бы, я переключился на фотографию. Попав в 1968 году в армию,
я не оставил свое увлечение и отвоевал право каждый вечер отправляться в
постель на один час позже отбоя, проявляя в свой каморке фотографии.
Там же я прятал книги на эстонском языке, которые сержант пару раз
забирал у меня, говоря, что "немецкую" литературу читать не положено.
Позже я решил изучать фотографию профессионально. В Таллинне и
Петербурге набора в приглянувшиеся мне учебные заведения в том году не
было, но без дела я не сидел: на глаза попалось объявление «Таллинфильм
ищет ассистентов». Попросту говоря, нужны были мальчики, которые таскали
бы ящики. Мне крупно повезло, так как я попал в ассистенты к еще совсем
молодому Андресу Сёоту, уже тогда одному из самых прогрессивных
документалистов. В задачи мои входило таскание ящиков и штативов.
Ассистентов было двое. Андрес решил устроить конкурс – проверить, кто из
нас больше годится на работу. Сказал, что у объектива надо смазать
оптическую ось, заклинило, мол, ее. То есть нес полнейшую ерунду. Мой
конкурент уже было собрался чистить линзу наждачкой – тут его и выгнали.
Я, услышав подобное задание, рассмеялся. Кое-что я в линзах все-таки
смыслил!
Дела пошли в гору, за один год я поработал на трех фильмах. Тогда же и
решил поступать во ВГИК на оператора. Пока готовился к поступлению,
зарабатывал на жизнь столяром. Поступил, к счастью, с первого раза. А
вот с последнего курса я ушел, потому что во ВГИКЕ тогда была сильная
политическая цензура, и несколько раз подряд запрещали снимать
задуманное. Надоело. Вернулся на Таллинфильм – стал снимать как
игровое,так и документальное кино. Первые восемь лет моей карьеры прошли
очень удачно – постоянно был в обойме. Снимали зачастую на плохую
советскую пленку, приходилось придумывали разные трюки, чтобы из сами
знаете чего сделать конфетку. Вычитывал советы у Фредди Янга.
Все было прекрасно до 1982 года. Режиссер фильма, который мы тогда
снимали, из-за стрессов лег в лечебницу, и я со своим другом Петером
Симмом закончил картину, добавив в нее юмора. Режиссер вернулся из
психушки и вырезал практически весь отснятый нами материал – удалил
юмор, балагурство, дыхание жизни. Ему хотелось снимать более сухо,
аскетично. Мы в шутку называли его мужиком без яиц, уж слишком он был
серьезен и скучен. И тут я взбунтовался. Какого черта я трачу год жизни,
работая на среднего режиссера, который вырезает из фильма все лучшие,
на мой взгляд, моменты! Я разочаровался в некоторых режиссерах, с
которыми работал, и мне захотелось попробовать свои силы в роли
постановщика. Я и раньше выдумывал различные элементы на съемках.
Например, летающие велосипеды в фильме «Арабелла, дочь пирата» – моя
идея.
Но для начала я взял отпуск и посвятил много времени своей первой любви
– фотографии. Я всегда очень любил джаз и сделал в Кик ин де Кек свою
первую выставку о джазе под названием «Блюз каменного города». Это были
разукрашенные вручную мрачные фотографии Ласнамяэ вперемешку с
картинами из жизни лучших эстонских джазменов той поры. Выставка была
построена по принципу спирали, винтовая лестница шла вниз, постепенно
развивая тему. Получилось очень музыкально: фотографии следовали одна за
другой, превращаясь по форме в сонатное аллегро. «Блюз каменного
города» был назван лучшей выставкой 1984 года. Этот успех дал мне
уверенность снять фильм. Сперва на Таллинфильме мне предоставилась
возможность снять короткую документалку. Я сделал фильм о своем друге,
скульпторе-сюрреалисте. Доказал, что я могу работать самостоятельно.
Потом мы снимали фильм «Улыбайся, детка» (или «Игры для детей школьного
возраста»), который позже стал очень популярен. За год его посмотрело
11 с половиной миллионов человек. В 1987 год фильм получил
государственную премию – Лучший молодежный фильм СССР. После был фильм
«Наблюдатель». Это история конфликта между идеализмом и суровой
реальностью. Уже тогда зародился мой главный режиссерский принцип –
снимать только то, что тебе действительно известно и что тебя невероятно
волнует. Поэтому я и не снял очень много фильмов – желание снимать
должно созреть.
Режиссуру изучал, наблюдая за теми режиссерами, с которыми работал. В
частности, важными были несколько месяцев общения с Андреем Тарковским
во время съемок фильма «Сталкер». Тарковскому понравилась Эстония – тут
было куда меньше подхалимажа, чем в Москве. Тарковский говорил, что тут
можно дышать.
Позже последовало еще несколько фильмов: «Только для сумасшедших»,
«Сердце медведицы», новелла в альманахе Visions of Europe, «Кружовник», а
также всевозможные операторские работы».
Мы продолжаем разговор в автомобиле. Арво подвозит меня домой,
рассказывая, как в студенческие годы работал в Москве дворником. Тогда,
говорит, все дворники в их квартале были молодыми художниками,
музыкантами, скульпторами, актерами, киномеханиками. Маленький Париж!
Люди свободных профессий жили на чердаках и занимались искусством.
Он говорит, что сейчас эстонское кино, несомненно, развивается.
Появляется молодая кровь, формируется настоящий котел культур, ибо в
Таллинне остаются представители многих национальностей. Несомненно,
влияет на развитие кино и существование в Таллинне интернационального
учебного заведения.
Арво признается, что, повредив здоровье, он уже не в состоянии работать
как раньше и поэтому сейчас посвятил свою жизнь фотографии, однако
планирует в будущем опять снимать кино, замысел картины имеется. Кстати,
за последние 12 лет он сделал 8 больших фотовыставок.
На прощание рассказывает, что всегда очень любил женщин, как в
эстетическом, так и физическом плане. И его новые фотоработы несут
откровенно эротический характер с некоторыми скандальными элементами. Не
сомневаюсь, что это будет интересная выставка. И уверен, что Арво Ихо
еще снимет тот фильм, о котором вот уже несколько лет мечтает.