Нарва – восточная витрина Евросоюза. Чем может похвалиться это окно в
Европу? Пограничная Нарва пока не стала дивным градом, новым Гонконгом.
Город в поисках своей новой роли, которая принесет долгожданное
процветание.
По мнению главного архитектора Нарвы Пеэтера Тамбу, если в советское
время Нарва была индустриальной, то ныне третий по величине в Эстонии
город нельзя считать промышленным. Может, Нарва стала зарабатывать на
туристическом бизнесе? Увы, поток путешественников скромен. «Город еще
не определил своей новой роли», – считает зодчий.
Почему утекают мозги
Градостроительная политика в приграничном городе направлена на создание
условий для привлечения инвестиций. От того, как станет развиваться
приграничный город, молодежь будет решать – остаться здесь или уехать в
другие регионы страны или мира. Когда-то в Нарве было почти 90 тысяч
жителей, ныне демографическая картина вызывает беспокойство у местной
власти: население приближается к 60 тысячам – сокращение за двадцать лет
почти на треть. Тамбу, говорит, что на сегодня главная задача местной
власти – помочь молодежи закрепиться в родном городе.
Население стареет. В ближайшие годы эта тенденция продолжится,
прогнозирует главный градостроитель. Многие получившие образование
уезжают из города. «Я как человек, приехавший четыре года назад из
Таллинна, очень хорошо понимаю этих молодых людей», – продолжает
размышлять Тамбу.
В отличие от сверстников в Таллинне или Тарту, нарвская молодежь не
может реализовать свой потенциал в родном городе. Сегодня выбор
предприятий в Нарве невелик, действующие здесь два крупных по меркам
Нарвы финских металлообрабатывающих завода не спасают от хронической
нехватки рабочих мест. На этих предприятиях занято около семисот
человек, но напомним, что когда-то на прекратившем свою деятельность
текстильном Кренгольме работало более восьми тысяч, на
машиностроительном «Балтийце» (ныне завод принадлежит финской компании
Komas) четыре тысячи, на предприятиях строительной индустрии – несколько
тысяч.
Некоторые перспективные сферы предпринимательства, развитые в Европе, в
приграничном городе не проявляют себя. Например, очень популярная у
молодежи связанная с компьютерной техникой отрасль. Молодые люди едут из
Нарвы в Таллинн и Тарту учиться инфотехнологиям, но в родной городе не
возвращаются – здесь нет работы по их профессиям. По мнению главного
архитектора, даже в Раквере с населением 15 тысяч жителей больше
возможностей, чем в Нарве. Он также ставит в пример город Пярну, в
котором проживает примерно 40 тысяч человек.
«Здесь выбор, чему учиться, очень маленький», – оценивает положение в
Нарве наш собеседник. Есть центр профессионального обучения – выпускают
рабочие кадры, но нет вуза, который мог бы готовить по инженерным
профессиям. Есть колледж Тартуского университета, но это очень
узкопрофессиональное учебное заведение, покрывающее потребности в узком
спектре педагогических специальностей.
Инвесторы не торопятся
Какие новые объекты в городе появятся через пять или десять лет? Претерпит ли существенные изменения облик города?
Пока много неясного. Для строительства нужны деньги. А главная на
сегодня цель городской управы – тормозить отток населения. Найти способы
удержать молодых в Нарве или привлекать их после учебы обратно. От
того, насколько это удастся, зависит будущее города. От этого зависит и
строительная программа.
В Нарве предприниматели не настолько богатые, чтобы строить большие
объекты. Не смог город за эти годы привлечь и достаточное для
стабильного развития число внешних инвесторов.
И все же, может ли Нарва быть привлекательной для инвесторов?
Безусловно, такой потенциал есть. Город расположен на границе ЕС и РФ,
рядом Санкт-Петербург с очень большим рынком. Создавая в Нарве свои
предприятия, бизнесмены из России будут уверены – они вошли в единый
европейский рынок. Какой-то части потенциальных инвесторов будет
интересно вкладывать свои капиталы в развитие Нарвы, если здесь будет
богатое население. Но пока в городе средняя зарплата самая низкая в
Эстонии. По словам Тамбу, слабо развиты в Нарве также торговля и другие
сферы услуг. Но он уточняет: при сегодняшних скромных доходах нарвитян
торговых площадей хватает.
Почему в Нарве не строится жилье? Отвечая на этот вопрос, главный
архитектор говорит, что пока нужды в таких объектах нет. В Нарве
несколько тысяч пустых квартир, в основном на окраинах города.
Может, объединение Нарвы и курорта Нарва-Йыэсуу даст толчок развитию
приграничного города? Слияние двух городов не поможет Нарве, считает
Тамбу. Курорт – слишком маленький, чтобы помочь большому городу.
Интересуюсь у главного архитектора недавними прожектами некоторых
политиков, заявлявших о превращении Нарвы в туристический центр. «Не
знаю, кто об этом говорил, но для этого надо работать, – поясняет
собеседник. – У нас на улицах два первых кафе появились только два года
назад. Для того, чтобы говорить о Нарве как о туристическом городе, кафе
должны располагаться в ряд одно за другим, покрывать все улицы. Как в
Пярну. Неужели вы думаете, что туристы приедут только посмотреть старые
бастионы и больше ничего не потребуют?»
Турист не оставляет в городе деньги, если здесь не ночует. Большинство
гостей проводит в Нарве всего лишь около одного часа – проездом в
Таллинн или Петербург. Четыре года назад в Нарве было 12 тысяч
путешественников в год с ночевкой. В Пярну такое количество – за один
день! Есть разница? «Точной цифры по Нарве сегодня не знаю, но думаю,
что чуть подросло – до 20 тысяч. Это очень мало. Таллинн – около четырех
миллионов туристов в год».
И все же – инвестиции идут
Итак, инвесторы придут в Нарву при условии – горожане здесь имеют
хорошие доходы либо здесь много туристов. Но пока в Нарве ни того, ни
другого.
Еще вопрос собеседнику – верит ли он в совместные проекты Нарвы и
Ивангорода? «Для меня это не предмет веры, а каждодневная работа. У нас
около десяти совместных проектов, средства выделяются из отдельных
фондов ЕС». Два города-близнеца совместными усилиями пытаются выжить.
Выделяемые Нарве деньги на проекты по линии фондов Евросоюза – по
абсолютным цифрам и в расчете на каждого жителя Нарвы – самые большие в
Эстонии.
И все же, завтрашняя Нарва – город промышленный или туристический? В
современной Европе города являются многообразными – ответ
градостроителя.
Справка
Пеэтер Тамбу родился в Таллинне. В 1991 году закончил с золотой
медалью среднюю школу с художественным, математическим и химическим
уклоном. В 1995 году окончил Эстонскую художественную академию, в
течение года учился в магистратуре в Париже.
В 2008 году в результате конкурса стал главным архитектором Нарвы.
В Эстонии, Финляндии построены индивидуальные и квартирные дома по
проектам П.Тамбу. Одно из самых знаменитых в стране зданий, внутренний
интерьер которого создавался в ходе реконструкции по проекту Тамбу, –
правительственный Дом Стенбока. Участвовал также в проектировании
крупных торговых центров в России (Москва, Тюмень) и Украине
(Павлоград).