В Нарвском парке производства и логистики, развиваемом целевым
учреждением «Развитие промышленных зон Ида-Вирумаа», начали строить два
логистических центра, а будущей весной, вероятно, приступят к возведению
еще четырех предприятий, пишет уездная газета "Виру Проспект".
Будут проблемы с рабочей силой?
Основанные на российском капитале фирмы Febparts OÜ и Estin Warehousing
OÜ планируют начать работу логистических центров на территории
Нарвского парка производства и логистики уже будущим летом —
строительные работы идут полным ходом.
На прошлой неделе состоялась закладка краеугольных камней первых
предприятий нарвской промышленной зоны, создающейся усилиями Ida-Virumaa
Tööstu-salade Arendus SA (ЦУ «Развитие промышленных зон
Ида-Вирумаа»).
Фирма Febparts OÜ, занимающаяся оптовыми поставками автозапчастей,
первым делом построит складской комплекс, площадью 7000 квадратных
метров. В рамках реализации второго этапа проекта она планирует
увеличить площадь складов до 19000 квадратных метров.
Estin Warehousing OÜ, специализирующаяся на оптовой продаже бытовой
техники, светильников и электрооборудования, инвестируя 5 миллионов
евро, строит складской комплекс площадью 11000 квадратных метров,
планируя в дальнейшем его расширить. Дмитрий Пашинский, один из
учредителей фирмы Estin Ware-housing OÜ, говорит, что в этом
логистическом комплексе будет работать около 35 сотрудников.
Febparts OÜ планирует трудоустроить в свою очередь полсотни человек.
При этом представитель данной фирмы Сергей Кудрявцев предполагает, что с
формированием штата могут возникнуть проблемы. По его словам, головная
московская компания предоставляет логистические услуги на таком уровне,
который требует специальной подготовки даже тех, кто уже имеет опыт
работы в сфере логистики.
Когда следующие?
Из 31 участка, общей площадью 60 гектар, уже продано десять, тринадцать забронировано, свободно только восемь.
"По имеющейся у нас информации, 4 предприятия находятся на стадии
проектирования будущих зданий. При успешном стечении обстоятельств
проектирование должно завершиться весной 2013 года, что означает, что
станет возможным начало строительства”, - говорит руководитель Нарвского
парка производства и логистики Вадим Орлов.
Между тем, на церемонии закладки краеугольных камней присутствовал один
из инвесторов — владелец ООО «Питерстрой» Александр Рябов - решительно
настроенный начать стройку на своем участке весной и уже к лету
запустить производство по изготовлению моторно-парусных катамаранов. Что
интересно, авторство модели готовящегося к серийному выпуску катамарана
принадлежит самому господину Рябову, являющемуся опытным изобретателем.
Ее уникальность в том, что это, скажем, раскладной катамаран, легко
собирающийся и транспортирующийся.
А вдруг построит?
Трудно относиться к этому не скептически, но господин Рябов
предполагает также открыть в Нарве исследовательский центр, в котором он
собирается изготовить опытный и, что немаловажно, действующий экземпляр
махолета (птицекрылого летательного аппарата). То есть сделать то, что
не удалось ни Леонардо, ни современным изобретателям. При этом
Александр Рябов идею своего махолета уже запатентовал.
«До сих пор ни один махолет с человеком на борту в воздух не поднялся.
Опытный экземпляр будет строиться здесь, на нарвской земле», - обещает
Рябов, отмечая, что заниматься этим в Эстонии, а не в России
предпочтительнее по той причине, что здесь на разработку таких
инновационных проектов можно получить финансирования. Изобретатель
говорит, что он уже общался с представителями фондов, заинтересовав их
своими идеями, среди которых, например, получение энергии из тихо
текущей воды.
Идея же махолета, по его словам, опирается на принцип полета птицы.
«Птица — идеальный летающий объект, являющийся по сути обыкновенным
маятником. Птицы не летают, махая крыльями, а на них качаются. Вот вы
устаете, когда качаетесь на качелях? Пролетая пять тысяч километров
птица практически не тратит энергии», - говорит Рябов, заверяя, что его
махолет будет невероятно экономичным — будет потреблять, например, 100
грамм топлива на 100 километров.
Благодаря участию государства Ida-Virumaa Tööstusalade Arendus SA не
сдает в аренду участки недвижимости на территории Нарвского парка
производства и логистики, а продает их по цене 9 евро за квадратный
метр. Дополнительно к этому договором купли-продажи земли фиксируется
обязательство покупателей по внесению инвестиций в строительство и
оснащение объекта (оговаривается сумма), а также по созданию новых
рабочих мест (оговаривается количество).
«Если по завершении периода, предусмотренного для выполнения указанных
обязательств, по какой-то причине эти обязательства не будут выполнены, у
ЦУ «Развитие промышленных зон Ида-Вирумаа» имеется право обратного
выкупа земли по цене первоначальной продажи. Эти обстоятельства
гарантируют, что земельные участки будут продаваться именно с целью
развития производства», - говорит Вадим Орлов. - Каждая сделка продажи
земли предварительно рассматривается на заседании совета ЦУ, в состав
которого входят представители министерства экономики, министерства
финансов, министерства окружающей среды, самоуправлений Йыхви, Нарвы,
Кохтла-Ярве и Кивиыли».
Земли в других промышленных парках, объединенных в ЦУ «Развитие
промышленных зон Ида-Вирумаа», еще не продаются, поскольку не завершен
процесс передачи целевому учреждению, что очевидно повышает шансы
Нарвского парка производства и логистики на привлечение внимания
инвесторов именно к нему.
Расти есть куда
- Были ли у целевого учреждения какие-то проблемы с получением от государства земли для создания промышленной зоны в Нарве?
- Первая попытка получить от государства земли для создания
промышленной зоны в Нарве была предпринята властями Нарвы в 2007 году, -
рассказывает Орлов. - Реально передача земли состоялась в 2010 году,
когда земельные участки были переданы в собственность специально
учрежденного для этого целевого учреждения «Развитие промышленных зон
Ида-Вирумаа», одним из учредителей которого, помимо самоуправлений
Ида-Вирумаа, выступила Эстонская Республика в лице Министерства
экономики и коммуникаций.