Начавшаяся продажа второй очереди квартир в таллиннском
квартале Лютера стала отличным поводом познакомить читателей с
интересным уголком столицы.
Особенно хотелось взглянуть на бывший цех фанерной фабрики с
застекленной сводчатой крышей, превращенный в парковку. Попасть на
территорию квартала человеку с улицы весьма проблематично, и это,
наверное, правильно.
Продажей квартир в новом доме, строительство которого композиционно
замкнуло четырехугольник, образованный «главным», историческим зданием и
цеховыми корпусами, занимается бюро недвижимости Arco Vara.
Маклер Елена Ермакова не скрывает минусов проекта и не выпячивает плюсы. Все видно и так.
Совсем чуть-чуть истории
Квартал Лютера – это правая, нечетная сторона улицы Вана-Лыуна,
примыкающая к трамвайному парку. Историческая часть квартала – здания
фанерной мануфактуры, построенные предприимчивым фабрикантом Лютером.
Между прочим, Лютеров было несколько. Один, по имени Дитрих Мартин,
изобрел фанеру из клееного шпона еще в начале XIX века, а второй,
Александер опять же Мартин, почти через сотню лет поставил изобретение
на поток и стал производить на своей фабрике венскую мебель, которая
пользовалась огромным спросом на просторах Российской империи. Из
экономии места пропустим длительный советский период жизни и
деятельности «фанерки».
Когда же последний хозяин фанерно-мебельного комбината перевел
производство в Кохила, здания начали было приходить в запустение. Но
вскоре мода на «лофты» докатилась и до Эстонии, и фирма Grove invest OÜ
взялась за дело, задумав проект по реконструкции квартала.
Что такое loft и как в нем жить
Loft – в переводе с английского «чердак». В современной архитектуре
лофт – помещение бывшей фабрики или завода, переделанное в элитное
жилье... Полноценных лофтов в Таллинне немного: выборочно к ним можно
отнести постройки ротерманновского квартала, дом Фале в бывших корпусах
целлюлозно-бумажного комбината и, конечно же, квартал Лютера в бывшем
фанерно-мебельном.
Высота потолков под четыре метра, огромные заводские окна, фрагменты
нештукатуренных стен, красный кирпич, бутовый камень и фанера (как же
здесь да без фанеры!) в интерьере, возможность двухуровневых квартир –
признаки классического, вкусного лофта. Архитекторы из бюро Аrs Projekt,
работавшие над проектом, Расмус Тамме и Ээро Юргенсон, хорошо это
понимают: «Отбросив более поздние, случайные наслоения, мы открыли для
себя подлинную красоту здания. Главное – возродить, вдохнуть жизнь в это
место».
Теперь закончен и новый дом, появление которого позволило говорить о
квартале как о законченном ансамбле. В новом доме нет ретро-реплик, как в
историческом здании: все предельно современно, по-скандинавски просто и
качественно. И – ура! – нет гипроковых стен. Но – увы! – нет балконов,
потому что их и не может быть в лофте.
Зайчики-трамвайчики
Будем объективны: главный минус квартала – окружение, которое все-таки
оставляет желать лучшего. С одной стороны, за великолепно придуманной
парковкой под сводами бывшего цеха, – полуразрушенные фабричные
строения, с другой – трамвайное депо, с третьей – пустырь. Но в
некоторых квартирах имеется замечательный вид на башни-близнецы и
треугольник SEB-банка, что на Тартуском шоссе. Некоторые смотрят окнами
во внутренний двор с детской площадкой и стильным малоквартирным домом
по центру.
Конечно, трамвайное депо – не тот вид, о котором можно мечтать. Но на
форуме портала www.ikodu.ee мы нашли забавное высказывание одного из
жильцов дома: «Сначала мне мешали трамваи, а потом я к ним привык и стал
относиться как к домашним животным». «На квартиры с непрестижным видом
собственник дает неплохую скидку, – объясняет маклер Елена Ермакова и
добавляет: – У этого квартала есть свои поклонники, для них главное –
жилье высокого качества по сходной цене и приватность в центре города».
Остается дождаться того счастливого момента, когда пустырь застроят,
трамвайное депо перенесут, а все оставшиеся пока без внимания останки
«фанерки» превратят во что-нибудь интересное.