Это только из дальнего далека страны Балтии одинаковы и «Рига – столица
Таллинна». А при ближайшем рассмотрении мы очень разные. В том числе, и
по отношению к еде.
Социологическая фирма Faktum&Ariko второй раз по заказу Союза
производителей продуктов питания провела исследование гастрономических
привычек жителей Эстонии, Латвии и Литвы.Обед раздели с другом...
В 2007 году в Эстонии работающие люди значительно больше, чем в Латвии
или Литве, обедали в столовых на работе (36% в Эстонии, 19% в Латвии, 8%
в Литве). В 2010 году в нашей стране тех, кто обедал в столовых на
рабочем месте, стало существенно меньше – всего 29%. Работающие стали
ходить на обед домой или брать еду с собой. Социологи видят в этом
влияние кризиса: народ стал экономить.
И в соседней Латвии в кризисном 2010 году увеличилось количество тех,
кто брал обед с собой. Однако в то же время выросло и число клиентов
столовых. Исследователи объясняют это тем, что за этот период в Латвии
значительно расширилась сеть предприятий питания на производстве.
Литовцы тоже в минувшем году стали чаще, чем прежде, обедать в
столовых. Однако кризис, по всей видимости, они переносили легче –
желающих обедать взятым из дома в кризисном 2010-м стало существенно
меньше. При этом в Литве количество тех, кто предпочитает обедать в кафе
или «Макдоналдсе», практически не изменилось, тогда как в Эстонии и
Латвии кафе и прочие места быстрого перекуса в качестве мест для обеда
были малопопулярны. ...а ужин отдай врагу
Жители Эстонии в прошлом, 2010 году, как и ранее, готовили горячий ужин
значительно реже, чем латыши и литовцы. У нас привыкли ужинать дома 58%
жителей, в Латвии – 69%, в Литве – 70%. По-прежнему в Эстонии
значительно чаще – примерно треть опрошенных – для приготовления ужина
используют полуфабрикаты или уже готовую пищу. Однако в условиях кризиса
во всех трех странах Балтии увеличилось количество тех, кто готовит
ужин из необработанных продуктов. Больше всего от использования
полуфабрикатов стали отказываться в Латвии – снижение потребления
составило 12%. Принцип выбора
Из каких соображений исходят жители стран Балтии при выборе продуктов? В
Эстонии по-прежнему главный фактор – вкусовые предпочтения. (Хотя со
времени предыдущего опроса наметилась тенденция на понижение.) На втором
месте – полезность, на третьем – возможность быстрого приготовления
(есть тенденция к росту). Увеличилась роль таких факторов, как наличие
продукта в магазинах и невысокая цена.
В Латвии и Литве, наоборот, в первую очередь покупатели, как и раньше,
исходили из полезности продуктов. На втором месте – вкусовые пристрастия
(тенденция снижается), на третьем – качество продуктов (тенденция
повышается). Во всех трех странах прослеживается стремление использовать
больше предварительно необработанных продуктов – это и дешевле, и
полезнее. Такая особенность покупательского поведения особенно заметна в
Латвии и Литве. Что касается Эстонии, то у нас покупатели значительно
меньше озабочены вопросом качества продуктов. Социологи объясняют это
тем, что мы традиционно больше доверяем продуктам из магазина и при этом
для нас гораздо важнее выбрать то, что можно быстрее приготовить. «Качественное» – значит «свое»
В каждой из Балтийских стран в понятие «качество продуктов питания»
вкладывается немного разный смысл. Конечно, повсюду больше всего
обращается внимание на свежесть продукта: в Эстонии на это указало 50%
респондентов, в Латвии – 56,9%, в Литве – 37,6%. Натуральность больше
всего ценят в Литве, там этот фактор высоко оценили 29,8% жителей.
Меньше всего внимания этому уделяют жители Эстонии – всего 10,6%.
Присутствие в продуктах химических добавок также больше всего волнует
литовцев и меньше всего – жителей Эстонии.
У нас значительно больше, чем у соседей-прибалтов, предпочитают товары
местного производства, считая это залогом высокого качества. На это
указало 17,4 % респондентов Эстонии. В Литве – всего 7,2 %. Внешний вид
изделия больше всего волнует литовских покупателей (13,2%) и меньше
всего – наших (3,8%). Made in ...
«В какой степени вы обращаете внимание на страну-производителя
продукта?» – задавались вопросом в исследовании потребительского
поведения. Жители Эстонии, как оказалось, стали существенно меньше
обращать внимания на этот момент. Если в 2008 году 39% респондентов
всегда искали надпись «Произведено в...», то в 2010 году таких было
всего 17%. И это при том, что именно в Эстонии местные товары принято
считать более качественными.
Социологи объясняют этот парадокс тем, что наши люди привыкли к тому,
что все, что продается в местных магазинах, – достаточно хорошего
качества, поэтому теперь особо и не обращают внимания на страну
происхождения продукта. В Латвии и Литве отношение к этому вопросу за
последние годы практически не изменилось: примерно треть покупателей
всегда обращает внимание на страну-изготовителя продукта, еще треть
обращает на это внимание «довольно часто». Что у вас из вкусненького?
Как жители стран Балтии оценивают продукты соседей по региону? Жители
Эстонии хвалят продукты питания из Литвы так же, как и жители Литвы –
эстонские продукты. Но все же литовцы немного выше оценивают эстонские
товары, чем эстонцы – литовские. По сравнению с исследованием 2008 года
предпочтение чуть сдвинулось в пользу Эстонии.
Жители Латвии литовские товары по-прежнему оценивают выше, чем
эстонские. При этом высокой или хорошей оценки латышей удостоились
эстонское масло, продукты из творога, соки, колбасы, йогурты,
котлеты/пельмени/фрикадельки, овощные консервы.
|