Если у вас есть автомобиль, деньги на бензин и входные билеты, а также
хорошая компания, то вполне можно прокатиться на юг… Эстонии.
Сегодня я предлагаю вам абсолютно незаезженный маршрут: путешествие во
времени и пространстве, которое можно проделать за один день.
Начнем свою поездку в Тарту, потому что, как доехать до Тарту, никому
объяснять не надо. Выезжаем из Тарту по Вырускому шоссе и едем до Реола.
Поворачиваем налево, в сторону Пылва, и следим за дорожными
указателями. Увидев стрелку с надписью Postitee (старая дорога Тарту –
Выру, может, кто-то и знает ее под этим названием), поворачиваем направо
и едем по этому узкому и извилистому тракту мимо деревень Воорекюла,
Карилатси и Ихамару, проезжаем перекресток и еще через пять километров
мы на месте – в Эстонском дорожном музее.
Население почтовой станции
Красное кирпичное строение видно издалека. Это бывшая почтовая станция
Варбузе. Если вам повезет, то вас встретит сам директор музея Майро
Ряэск в старинном зеленом мундире почтового чиновника с золотым царским
двуглавым орлом на груди в окружении интересной костюмированной свиты:
две нарядно одетые дамы в шляпках и мантильях, дюжий крестьянин в
вышитой рубашке и девушка в милицейской форме советских времен.
Вообще музей густонаселен. Тут есть еще один милиционер, напоминающий
своим обликом персонажей кинофильмов 50-х годов, шофер в кожаном
картузе, родом из 30-х, возница в цилиндре и с хитрющей физиономией,
будто шагнувший со страниц Диккенса, юная пионерка в белых гольфах,
нарядная мухуская девушка и старая эстонка, плетущая из лозы летние лыжи
для хождения по болотам... И это только живые «экспонаты», которые
помогают посетителям проникнуться той или иной эпохой, ведь в музее вы
будете передвигаться и в пространстве, и во времени. Кроме них, здесь
масса экспонатов неодушевленных, но назвать неживыми их рука не
поднимается.
Жизнь под ногами
«Почтовая станция работала здесь еще в 20-х годах XX века, пока лошадей
не вытеснили машины и автобусы, – рассказывает Нейди Ульст, гид-педагог
музея. Она одета в вишневую накидку и капор с лентами, и это ее рабочая
одежда. – Здания станции и подсобных помещений прекрасно сохранились.
Здесь выставлены карты, чертежи, фотографии, макеты и прочие
исторические свидетельства, а через дорогу находится музей на открытом
воздухе, где экспонируются дорожные покрытия, начиная от болотной гати,
дорожные указатели и другие интересные вещи».
Новая часть музея открылась в июне прошлого года, здесь многие
экспонаты доступны не только для визуального изучения: их можно трогать,
на них сидеть и в них кататься. Между прочим, единственный светофор в
уезде находится в музее и неизменно приводит в восторг местных
школьников. Здесь же – копии старинных дорожных знаков, от первых – а
надобность в них возникла в 1902 году, когда в Таллинне появился первый
автомобиль – до экзотических вроде африканского «Осторожно, слоны» или
американского «Внимание, амиши!» (эта религиозная группа не признает
электрических фонарей и отражателей на своих конных повозках, что часто
служит причиной ДТП).
А под ногами подвижный настил, он же – болотная гать, сменяется
укатанной грунтовой дорогой, потом мы идем по мостовой из лиственничных
кругляшей – поперечных спилов... И такая была, оказывается... А вот
привычный нам булыжник, она же – яйцекаменная дорога, если буквально
переводить название с эстонского. Укатанная грунтовка с двумя глубокими
колеями – от колес, а рядом – фрагмент шоссейного покрытия трассы Таллин
(с одной «н», по грамматическим законам того времени) – Ленинград,
которую строили немецкие военнопленные. В общем, в музее представлены
все когда-то существовавшие в Эстонии дорожные покрытия, вплоть до
асфальта и красивого каменного «паркета».
Мост Вати не из ваты
Здесь же находится тщательно отреставрированный мост Вати – первый
стальной мост в Эстонии. Он построен в 1884 году и имеет свою историю.
Один из бесчисленных остзейских баронов (по одной версии, это был
одиозный Унгерн-Штернберг, по другой – более приличный фон Укскюлл) жил
вблизи реки, через которую не было моста. Как-то раз экипаж барона упал в
воду, после чего он дал слово построить на этом месте мост, но, как
водится в легендах, внезапно ослеп.
Сын, который должен был продолжить отцовское дело, растранжирил большую
часть денег, выделенных папашей на строительство, но в конце концов
мост построил, хотя несколько уже, чем было необходимо для безопасного
разъезда на нем карет или повозок. Конечно же, слепого барона провели по
диагонали узкого моста, и он поверил, что мост несказанно широк и
удобен...
В ХХ веке этот мост стал передвижным: когда какой-то мост закрывали на
ремонт, рядом ставили мост Вати, который и становился временным
средством для переезда через реку. Сейчас мост красуется в музее,
соединяя не два берега реки, а разные времена.
Эх, прокачу!
Как же в дорожном музее, да без транспорта? В крытом ангаре в целости и
сохранности экспонируются разные дорожно-строительные машины. Например,
построенный по американской лицензии в конце 30-х годов на таллиннском
заводе «Ильмарине» автогрейдер Caterpillar. А знаете ли вы, что первый
автогрейдер в Советском Союзе сконструировал эстонский инженер Арнольд
Волберг и тем самым было положено начало производству грейдеров в Пайде?
И уж если мы двигаемся во времени, то совершим сначала резкий прыжок в
будущее и посмотрим электромобиль ZEV Seven, построенный в Эстонии
специально для музея. Между прочим, именно этот красавец открывал
начальный этап ралли электромобилей Таллинн – Монте-Карло.
Два метра пути – и мы опять в прошлом. Красный автобус марки Saurer
появился на свет в 1943 году и попал в Эстонию в качестве военного
трофея. У него длинная трудовая биография: сначала он служил линейным
автобусом между Тарту и Вильянди, потом возил на гастроли актеров театра
«Ванемуйне», а когда актеры пересели в более современный и
комфортабельный автобус, стал возить реквизит, после чего, как настоящий
ветеран, ушел на пенсию. В 80-е годы его полностью отреставрировали, и
сейчас он имеет практически первоначальный вид. Даже многие детали
механизма оригинальны. Сотрудники музея очень горды тем фактом, что это
единственный автобус данной марки в Европе, находящийся в полном
здравии, то есть на ходу и в отличном состоянии. На нем было очень
забавно ехать, чувствуя себя персонажем ретро-фильма.
Не успели мы выйти из автобуса, как нам подали... настоящую почтовую
карету, запряженную парой лошадей, с кучером на облучке. Кто же
откажется от возможности прокатиться по почтовому тракту в тряской
старинной карете и почувствовать на себе, как тебя болтает из стороны в
сторону и ощутимо потряхивает на поворотах? А ведь именно так
путешествовали герои писателей XVIII-XIX веков!
В общем, в музее есть все, что как-то связано с историей дорожного
движения. Здесь интересно и тому, кто готов часами рассматривать
старинные карты и планы, и тому, кто с азартом оседлает высоченный
цирковой велосипед и попытается проехать на нем хотя бы пару метров.
Здесь можно развлекаться, можно обучаться, можно даже ностальгировать.
Поэтому – вернитесь к первому абзацу, заправьте машину, включите навигатор и – вперед!