С 1 августа изменился порядок пересечения эстонско-российской
границы. Выезжающим на автомобиле из Эстонии, нужно бронировать место в
электронной очереди. Броня стоит 1 евро с машины. Плюс 2,5 евро с
легковушки, 10 евро с грузовика за стоянку в зоне ожидания.
Корреспонденты «Псковской провинции» отправились в Эстонию, чтобы
выяснить, помогло ли это решить проблему очередей на эстонской стороне.
ОБЛОМ
Накануне вечером мы попытались забронировать место через Интернет в
электронной очереди. Но вышла неувязочка - на следующий и последующие
дни свободных мест не было. Тогда решили это сделать по телефону
+3726989192. Звонить с мобильника в Эстонию дорого. Воспользовались
стационарным телефоном. Автоответчик на русском языке объяснил, какую
следует нажимать цифру для соединения с регистратором. Пока длилось
соединение, на том конце провода играла легкая классическая музыка.
Играла и играла… Этим вариантом регистрации тоже воспользоваться не
удалось. Нам предстояло зарегистрироваться на месте, в порядке живой
очереди.
ПРИЯТНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ
Въехать в Эстонию мы решили через пропускной пункт «Шумилкино»
(Печорский район). На русской границе у россиян при ее пересечении
преимущество перед иностранцами, поэтому редакционная машина без очереди
уткнулась в эстонский шлагбаум. Процедура расставания с Россией заняла
13 минут. Благо перед нами не было очереди автомобилей с российскими
номерами. Но, въехав на эстонский пограничный пункт «Лухаама», сразу
оказались в общей очереди. Удивило, что здесь документы предъявляют лишь
один раз. В то время как на родине аж на четырех постах. Прохождение
эстонской границы заняло 20 минут. Погуляв по Тарту, взяли курс в
обратном направлении - к государственной границе.
НЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ РАЗНИЦЫ
На пограничный пункт «Лухаама» мы явились в 17.30. И сразу встали в
терминале в очередь, в кассу, чтобы заплатить за бронирование очереди – 1
евро и 2,5 евро за стоянку в зоне ожидания. Работали два оператора.
Очередь двигалась медленно. Простояли целый час. Нам выдали распечатку с
указанием ориентировочного времени пересечения границы - 23.00. В этом
же зале стоял электронный планшет, который избавлял от необходимости
стояния в очереди. С его помощью можно было зарегистрироваться не только
в живой очереди, но и забронировать место на будущую поездку. Но
очереди к нему не наблюдалась. После этого перегнали машину в зону
ожидания. К нашим услугам имелись кафе, Интернет, факс, ксерокс, а также
туалет с душем. Вся информация о движении очереди отображалась на табло
в виде красной бегущей строки. Цифры были слишком маленькие, как и
промежуток между номерами машин, оттого всем водителям приходилось
напрягать зрение. Наш номер высветился раньше времени. В итоге мы
покинули Эстонию около 22.00. Никакой разницы в пересечении границы с
введением 1 августа новых правил мы не почувствовали.
СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ…
Журналист «Псковской провинции» снова побывал в Эстонии, на
пограничном посту «Лухаама». К этому времени прошел нездоровый ажиотаж…
После полудня на сайтах www.eestipiir.ee, www.estonianborder.eu на этот
день имелись свободные брони на вечернее время. На следующий и
последующие дни и вовсе выбирай – не хочу. В распечатках теперь не
указывается примерное время прохождения границы.
Из разговора с выезжавшими из Эстонии стало ясно, что у системы
GoSwift сколько же сторонников, столько противников, независимо от
страны проживания. К примеру, Мерике Т. очень довольна. Она
забронировала очередь заблаговременно, оттого провела на границе всего 2
часа. А раньше «зависала» до 14 часов. Солидарен с ней и «бензинщик»
Кале А., делающий деньги на перепродаже у себя на родине российского
бензина. Если раньше на один круг у него выходило 12-17 часов, теперь
3-4. Урмас И. видит положительные сдвиги в том, что не будет
предприимчивых торговцев местами в очереди за 500-2500 рублей. Зато Илзе
З. ярый противник нововведений. Он стар и не собирается осваивать
компьютер, необходимый при бронировании мест. А делать это по телефону
накладно. Оказаться же в живой очереди – значит застрять в ней. Янис П.
вообще считает полным абсурдом брать с людей деньги за перемещение через
границу. Этим Эстония создала прецедент в Европе. Геннадия В. беспокоит
регистрация по телефону, ведь ему приходится говорить неизвестно кому
не только свои паспортные данные, но и номер кредитной карточки…
Выводы о работе системы GoSwift делать рано. Те м более, министр МВД
Эстонии Кен-Марти Вахер пообещал к началу 2012 года усовершенствовать ее
с учетом реалий жизни и достроить площадки ожидания. Если система
GoSwift оправдает ожидания, выиграют от этого не только жители Эстонии,
но и мы с вами.
P.S. Правила, которые надо знать для пересечения границы с эстонской стороной
По электронной очереди расчетное время пересечения эстонской границы
один час. Не нужно регистрироваться пешеходам, пассажирам автобусов,
велосипедистам, водителям самоходных машин. Бронировать место возможно в
течение 90 дней до поездки.
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Вариантов бронирования места в очереди - три. Можно заполнить на
эстонском, русском или английском ходатайство через Интернет на
веб-страницах www. eestipiir.ee, www. estonianborder. eu. В нем следует
указать категорию транспортного средства, пункт пересечения, тип очереди
(предварительное бронирование, живая очередь, очередь для
автотранспорта, имеющего приоритет), время направления на границу,
информацию о водителе (паспортные данные, номер телефона и E-mail),
данные автомобиля (из свидетельства о регистрации ТС). Водителям фур -
поставить номер таможенного документа MRN или задекларировать, что они
пересекают границу без груза. В дополнительных услугах заказывается
бесплатное подтверждение регистрации по электронной почте или SMS.
Забронировать место в очереди возможно по телефону +3726989192. Или
на месте - через электронный планшет, непосредственно в зоне ожидания –
официальной парковочной зоне, расположенной рядом с пограничным пунктом.
Кстати, с помощью электронного планшета удобно забронировать место и на
будущую поездку.
ГДЕ ЗАПЛАТИТЬ
При бронировании места в очереди через Интернет, необходима кредитная
карта. В ходатайство вписывается ее номер, и сумма с нее снимается
автоматически. Либо посредством интернет-банков Swedbank, SEB, Sampo и
Nordea. Бронируя по телефону – деньги будут переведены через телефонного
оператора. При оплате мобильным платежом во время разговора
спрашивается согласие на оплату и стоимость услуги бронирования
добавляется к телефонному счету. Можно воспользоваться также кредитной
картой.
В зоне ожидания есть обычная касса. Пойдут в ход и дебетная карта, и наличные. Учтите, деньги за бронирование не возвращаются.
В зоне ожидания водитель сможет отслеживать продвижение очереди по
электронному табло. Как только на нем высветился госномер вашего
автомобиля, следует переехать из зоны ожидания в пограничный пункт. И
все!
КАК СДЕЛАТЬ ПРАВКУ
Вносить изменения в бронирование возможно до 3 раз и не позднее, чем
за 3 часа до забронированного времени. Пограничный пункт и зону ожидания
менять нельзя. Для мотоциклов, легковушек и автобусов возможно изменить
только время. Для грузовиков разрешено изменять и время, и данные
водителя, и данные транспортного средства, если номер таможенной
декларации остается прежним. Запрещено добавлять номер таможенной
декларации в оформленную броню.
НЕ ОПАЗДЫВАТЬ
При наличии брони водитель мотоцикла, легковушки, автобуса обязан
быть в зоне ожидания за час до времени прохождения границы. Грузовика –
за 3 часа. При живой очереди, соответственно, за 2 и 6 часов.
ОЧЕРЕДЬ НЕ ДЛЯ ВАС
Если вы член международной делегации, сотрудник
дипломатического представительства или консульства иностранного
государства, или… мотоциклист. Либо у вашего авто есть право переезжать
границу в привилегированном порядке, вытекающем из международного
соглашения и договора. Либо вы перевозите чувствительный ко времени
товар. В привилегированном положении и автомобили, у которых есть
«веская необходимость срочного характера для пересечения границы».
«Правила приобретения, пользования и отказа от услуг GoSwift» позволяют
решить этот вопрос на пограничном пункте в частном порядке. Смысл этого
положения не поясняется.