«Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй»… Кто ж не помнит со
школьной скамьи этот - в юношескую пору казавшийся скучной абракадаброй -
эпиграф к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева! Учительница
литературы упорно твердила тогда, что данной цитатой писатель окрестил
русское крепостничество, и лишь попутно упоминала: фраза позаимствована
из «Телмахиды» Тредиаковского, где он этими эпитетами всего лишь описал
мифологического пса Цербера, охраняющего вход в подземное царство.
Понять в школьные годы эти «обло, стозевно, илайяй» было невозможно. Но
запоздалый «факультатив по литературе» мне преподали… пограничники и
таможенники на пункте пропуска Куничина Гора на российско-эстонской
границе.
Решив как-то по примеру многочисленных знакомых в кои-то веки
отдохнуть с семьей на выходных в Таллине и приехав на границу в Печорах,
я быстро понял, что мифологический Цербер - «чудовище тучное, гнусное,
огромное, многоголовое и лающее» (именно так «переводится» то самое его
описание на современный русский) - убийственно меткая характеристика
отечественной таможенно-пограничной системы.
«Стозевно» - смысл этого эпитета стал ясен сразу. На обывательском
уровне всегда казалось, что вот она - граница, и отвечать за нее должно
какое-то одно ведомство. Но у нас, как всегда, изобрели свой велосипед, и
на российских границах - по два «хозяина»: пограничная служба, которая
почему-то структурно входит в состав ФСБ, и таможня. Того мало! Эти
«хозяева» додумались установить на пунктах пропуска сразу 4 будки со
шлагбаумами: «граница на замке»!
…Казалось бы: вот с горки уже видна Эстония, куда в счастливом
детстве частенько ездил с родителями, веселился в Луна-парке и
долго-долго мог идти в море по отмели. Но, чтобы проехать эти 200-300 метров,
можно потратить немало времени. И ладно бы это было чем-то оправданно.
Но ведь эстонскую границу ты проходишь в разы быстрее, чем российскую.
Причина проста: там волокиты меньше, потому что «будка» - всего одна.
Значит, «могут, когда захотят».
На въезде в пункт пропуска тебя встречает первый шлагбаум. Тут надо
показать паспорт и декларацию, получив квиток. В будке у следующего
шлагбаума ты снова останавливаешься - лишь за тем, чтобы на полученном
квитке, практически не глядя, поставили штамп. Проехав буквально пару
метров, ты вновь тормозишь: тут уже будет самый главный осмотр. Открыл
двери, багажник, показал таможеннику запаску. Затем из машины вышли
пассажиры, и вы дружно, но по очереди опять предъявляете паспорта. Там
вам ставят штамп о прохождении таможни и пересечении границы. И вроде бы
вот оно! Ты уже, считай, на «нейтральной» территории: впереди магазин
беспошлинной торговли «Dutyfree», где все поголовно закупают по
баснословно низким ценам алкоголь, и мост через речку, разделяющую
бывшие «братские» советские республики. Но у этого моста - еще одна
будка! Там надо отдать тот самый проштампованный квиток, и тогда
таможенно-пограничный Цербер, наконец, пропускает тебя поглазеть на то,
как в Евросоюзе живется.
Пройдя эти четыре препона, ты можешь выдохнуть. Теперь осталось
дождаться зеленого света на эстонской части границы, чтобы подъехать к
их одинокой будке. Надо ли говорить, что, поскольку здесь уже не надо
много раз показывать паспорт, переезжать по несколько метров,
останавливаться, выходить из машины, садиться обратно, снова переезжать и
т.д., экономится уйма времени, а, главное - нервов!
(Хотя, справедливости ради, надо заметить, что опытные «туристы» и
эстонцами перед поездкой успели меня вовсю напугать: и про то, что
придирчиво проверяют соблюдение норм по алкоголю, рассказали, и как на
усиленный досмотр машину в отстойник могут отогнать… А уж про
георгиевские ленточки как красные тряпки для быков - и говорить нечего.
Но у меня ленточек не было, а в «Dutyfree» я благоразумно не поверил
уверениям продавщицы, что провозить в Эстонию можно по два литра
алкоголя на человека, и взял, как советовали, по литру «Вана Таллинна»
на себя и на жену.)
Кстати, до первого пересечения границы мне казалось, что без визы в
загранпаспорте на КПП делать нечего. Но все почему-то оказалось иначе.
Визу официально у тебя ни таможенники, ни пограничники смотреть не
должны - а даже в случае ее отсутствия пропустить обязаны. Этим и
пользуются владельцы «синих» паспортов, а также те, кто на границу ездит
всего лишь за виски из «Dutyfree». И все почему-то стоят в общей
очереди. При всем том квази-контроле, который там устроен: такие вот
занимательные вольности.
…Еще хуже все обстоит при возвращении домой. В этот раз время,
потраченное на прохождение границы при поездке «туда», показалось
коротким перекуром по сравнению с теми шестью часами томительного
ожидания, которые пришлось вытерпеть, чтобы вернуться на родину.
Теперь, когда отдых был позади, пуще прежнего начали раздражать
пресловутые «бензинщики». В последнее время, как говорят, они особо
активизировались, потому что им разрешили пересекать границу столько раз
в день, сколько они успеют. «Мини-бензовозами» работают и россияне
(жители приграничного Печорского района, большинство из которых имеют
эстонские паспорта), но большинство из них, конечно, эстонцы, у которых
бензин стоит в разы дороже.
Как правило, это владельцы автомобилей «Фольксваген Пассат Б3» и
переходной модели «Ауди 100»: в этих машинах установлены большие баки на
80 литров.
А владельцы «Фольксвагенов» умудряются победить смекалкой законы
физики, и, на заправке подняв зад машины на домкрате, залить в бак все 100 литров
бензина. Если учесть, что эти самые старенькие, но проверенные
«бензовозы» можно купить в Эстонии всего за 40-50 тысяч рублей, то
бизнес получается более чем выгодный.
Проблема, как мне рассказали, существует не один год, но толком с
этим явлением даже никто не пытался бороться. Говорят, что сами
таможенно-пограничные люди с этого кормятся, правда, это только
разговоры, не пойман - не вор. Как я узнал позже, на «соседнем» КПП
«Шумилкино» с российской стороны «бензинщиков» вообще можно объезжать,
то есть фактически создается отдельная очередь. У кого российские
номера, объезжают «бензинщиков» и свободно проходят границу. Однако с
эстонской стороны километровый затор редко когда отсутствует на границе.
Более того, свято место пусто не бывает! На местах-то и решили
зарабатывать те, кому возить на продажу бензин уже показалось занятием
утомительным. Некоторые решили продавать просто… воздух! Точнее - место в
очереди. На российской стороне этот «клондайк» пока не прикрыли. И хуже
всего, как говорили люди, регулярно ездящие в Эстонию, если в очереди
стоит несколько знакомых друг с другом ее «продавцов»: особо наглые
ребята могут продать свое место (расценки, говорят, колеблются от 1000
до 2500 рублей) и отъехать не в самый конец, а втиснуться перед
товарищем. Все, кто позади, соответственно, так и стоят на месте.
Кстати, эстонская педантичность в этом вопросе может выйти боком тем,
кто из экономии времени решает осуществить взаимовыгодный обмен денег
на место в очереди. Одного моего знакомого однажды… заставили вернуться в
конце очереди. «Вы здесь не стояли, продажа очереди незаконна», -
настоятельно объяснили ему.
Эстонцы, давно заметив, что очереди на границу некоторые особо
предприимчивые последователи Остапа Бендера открыто продают, со
свойственной им медлительностью, наконец, созрели для введения
«электронной регистрации». Это как прием к зубному: записался на
определенное время, приехал, и в нужное время тебя обслужат. У нас,
говорят, этот позитивный опыт собираются перенимать: поживем - увидим!
На границе зарабатывают и другими способами. Можно
переносить-перевозить и сигареты с алкоголем. Этим живут многие жители
Печорского района, получившие в свое время синие эстонские паспорта. Им
не надо покупать визу, поэтому на близости границы они могут наживаться
круглогодично без особых хлопот. Что, естественно, опять же увеличивает
очередь с обеих сторон.
…Очередь двигалась со скоростью улитки. И вот, когда эстонский КП уже
был пройден, над «мостом дружбы» с российской стороны загорелся красный
свет... И горел он - ну очень долго. Уж не знаю, что у них там было:
пересменок ли, затор. Но подождать пришлось дотемна. А затем - снова те
самые четыре российских КП. Хорошо еще, не прибежал инспектор
фитосанитарного контроля, которым меня заранее пугали.
Об «уникальном географическом (в некоторых особо восторженных
редакциях - даже «геополитическом»!) расположении Псковской области» не
рассуждал только ленивый. Мол, граничим сразу с тремя государствами -
будем развивать международные связи и жить «в шоколаде». За границей
ведь наличие границы и таможни действительно расценивается чуть ли не
наравне с полезными природными ресурсами. И если уж обделили нас небеса
залежами нефти и газа, то хоть на этом зарабатывать…
Сколько за успех трансграничных проектов было выпито шампанского и
съедено канапе на фуршетах по поводу очередного «плодотворного
совещания», существования неких непонятных «еврорегионов Псков-Ливония» и
т.п. - не сосчитать! Развитие границы и сотрудничества с «соседями»,
обеспечение выгоды от этого для всех без исключений жителей области -
эти тезисы звучали из уст всех псковских губернаторов, начиная со времен
Туманова. И даже губернатор Андрей Турчак вроде бы собирался бороться с
«синими паспортами» у печерян, начав с муниципальных и государственных
служащих. Правда, мотивация тогда была в духе борьбы со шпионами: мол,
негоже потенциальным агентам влияния Запада работать во власти. А то
забывали, что эти двойные паспорта вообще с точки зрения российского
законодательства незаконны, и именно массовое их распространение
приносит вред социальному и экономическому развитию региона.
Другое дело, что выявить владельцев этих паспортов законно
государство не могло. Но так понятно же, что если человек идет через
границу с российским паспортом без визы- то либо он направляется в
магазин беспошлинной торговли (хотя там, по идее, должны затовариваться
лишь те, кто выезжает из страны), либо держит в кармане второй паспорт…
Пока пользу от близости Евросоюза ощущают только предприимчивые
граждане Печорского района. А все остальные, чтобы съездить в аквапарк
или погулять по узким улочкам Таллина, вынуждены частенько часами
томиться в очереди. Раз пользы от них особой не ощущается - так, может,
хотя бы не мешали?
Но граница - объект «государственный», все решения по ней принимаются
в высоких кабинетах далекой Москве. И те, кто эти решения принимает,
вряд ли томятся в автомобильных очередях: к их услугам машина с мигалкой
до аэропорта, «быстрая» таможня и спец-чартеры на новеньких «Боингах» и
«Эирбасах». Когда-то поразило фото в ту бытность еще английского
премьера Тони Блэра, сделанное в лондонском аэропорту. Человек в костюме
шел через общий зал в общую очередь на свой самолет, который должен был
увезти его в очередной город на предвыборное выступление… Может, когда у
нас чиновники, от которых действительно зависит принятие решений, будут
считать для себя неприличным отправляться за рубеж «блатным» способом,
что-нибудь изменится?
P. S. Это было мое первое впечатление от пересечения
российско-эстонской границы в Печорах - возможно, потому краски в
описании немного резки, а проблемы показаны так выпукло. Хотя те, кто
частенько пересекает границу по делам, мог бы, наверное, рассказать и
истории пострашнее. В любом случае, многое увиденное вызвало недоумение и
вопросы: почему не сделать процедуру цивилизованнее и проще?