Легенды о подземных ходах под
таллиннским Верхним городом могли стать реальностью без малого
семьдесят лет назад. Весной 1940 года правительство Эстонии приступило
к реализации проекта, кажущегося в наши дни курьезом. Однако
в мае сорокового года местная пресса писала о планах соединения
Балтийского вокзала и центра столицы подземным туннелем на полном
серьезе. И не просто писала — но и ссылалась на принятое на правительственном уровне решение.
Предчувствие войны Не будет преувеличением сказать, что в двадцатые-тридцатые годы война
ХХ века не исчезала из сознания европейцев: слишком уж близок был опыт
Первой мировой. Учения, невольным участником которых оказался на улицах Черноморска
Остап Бендер, проводились в ту пору и на берегах моря Балтийского.
Название претендующего на звание первой в Эстонии озвученной неигровой
ленты фильма Т. Лутса «Газ! Газ! Газ!» говорит само за себя. Ее
появление на экранах в 1932 году было приурочено к проводившейся тогда
«неделе газовой атаки».
Уверенность в том, что будущая война будет непременно газовой,
подталкивало власти Таллинна к строительству газоубежищ. К середине
тридцатых годов под газоубежища была переоборудована часть бывших
бастионных казематов, расположенных под горками Харьюмяги и Линдамяги.
Однако фортификационные сооружения трехсотлетней давности даже после
модернизации и реконструкции были не в силах разместить внутри себя
более чем стотысячное население столицы. Да и залегали они относительно
близко от поверхности земли: то, что могло противостоять пушкам времен
Северной войны, представляло достаточно сомнительную защиту от
авиабомб.
7 марта 1940 года правительство Эстонии решило выделить из Фонда
оживления народного хозяйства в распоряжение Министерства экономики 10
000 крон. Деньги эти должны были пойти на первоначальный этап
строительства в центральной части современного города газо- и
бомбоубежища. Общая реализация проекта оценивалась в сумму ровно в
десять раз большую.
Лифт на Тоомпеа Точно отследить, когда исключительно «военный» изначально объект было
решено совместить с вполне «гражданскими» функциями, по газетным
публикациям того времени не так просто. Во всяком случае, уже 16 апреля
Национальный строительный комитет единогласно поддержал идею
строительства под Тоомпеа «туннеля—соединительного пути». И 6 мая
кабинет министров постановил приступить к непосредственной реализации
проекта.
Туннель, который в случае угрозы авиационного налета или газовой атаки
должен был послужить укрытием для депутатов парламента, а также для
служащих расположенных в Верхнем городе министерств, в мирное время
было решено использовать для передвижения пешеходов между Балтийским
вокзалом и центром столицы.
Не исключалось и строительство лифта, который доставлял бы желающих из
туннеля прямиком на площадь, к Домскому собору. Сооружение подъемника
должно было положить конец бесконечному спору о целесообразности
строительства между Тоомпеа и Нижним городом линии фуникулера. Вход в
туннель предполагалось устроить со стороны парка Шнелли, выход — в
начале улицы Люхике-Ялг.
Длину и точную трассу будущего туннеля планировалось окончательно
выяснить в ходе исследовательских работ, а вот о глубине залегания
«соединительного пути» газеты поспешили сообщить еще до начала
строительства. Плитняковый щит Тоомпеа толщиной около двадцати метров
должен был послужить надежной защитой от возможного авиаудара. Ширина
туннеля должна была составлять четыре метра — стандарт, примененный при
сооружении пешеходного туннеля под стокгольмским холмом Брункеберг еще
в 1886 году.
Таллиннское «метро» Как и стокгольмский, таллиннский туннель должен был быть исключительно
пешеходным. Подобные планы, однако, казались иным столичным жителям
слишком скромными, а главное — не отвечающими реальным потребностям
уличного движения. Укрывшийся под инициалами R.T. таллиннец
опубликовал 15 мая 1940 г. в газете Uus Eesti свой вариант развития
проекта: туннель должен быть более вместительным, а главное —
позволяющим передвижение и общественного транспорта.
«Трамвайная линия должна идти с площади Свободы, от начала бульвара
Каарли, под горку Харьюских ворот, мимо башни Кик-ин-де-Кек, под
Тоомпеа, через городской ров к вокзалу, — предполагал автор. —
Извлеченную при строительстве трамвайного туннеля почву можно было бы
использовать на заполнение болотистого берега за памятником Русалке».
Указывалось, что работы разумнее всего будет производить зимой. Потому
как под землей всегда тепло, а именно в зимние месяцы строители чаще
всего вынуждены, по погодным причинам, сидеть без дела. Сооружение
туннеля следовало распланировать на десять-двенадцать лет, оборудуя
газо- и бомбоубежища в каждом выстроенном отрезке.
«И городу Таллинну не следует оставаться в данном вопросе сторонним
наблюдателем, — призывал автор публикации. — В 1902 году, и позже много
раз, консервативная городская дума Москвы отклоняла проект
строительства подземной железной дороги. Зато теперь в Москве есть
подземка — и одна из самых современных в мире».
Перенять опыт московских метростроевцев или даже реализовать более
скромный и реалистичный «стокгольмский» вариант туннеля Таллинну, увы,
не удалось. Смена власти, утрата Эстонией независимости, война раз и
навсегда похоронили идею строительства «туннеля—соединительного пути»
под Тоомпеа. Впрочем, это не мешает считать его прообразом всех
последующих подземных сооружений столицы — от подземных переходов под
проезжей частью до проектируемых под площадью Свободы парковки,
инфоцентра и центра молодежного досуга. Деньги — народу! Какова судьба выделенных на исследования трассы будущего туннеля под
Тоомпеа денег — неизвестно. Однако в «сороковые-роковые» движение
денежных потоков порой оказывалось более чем неожиданным. Характерна в
этом отношении судьба средств, выделенных на сооружение на площади
Свободы памятника победы в Освободительной войне 1918-1920 годов.
В 1939 году Президентский общегосударственный комитет по установке
монумента Освободительной войны и Комиссия по планировке площади
Свободы назначили сроком открытия будущего памятника 24 февраля 1943
года. Год спустя глава марионеточного правительства аннексированной
Советским Союзом Эстонии Йоханнес Варес-Барбарус передал собранные для
сооружения монумента 569 000 крон на строительство «Дома культуры
трудового народа» — нынешнего Министерства обороны ЭР на улице Сакала.
Йосеф Кац, stolitsa.tallinn.ee
|