Deutsche Welle: туннель между Таллинном и Хельсинки - это реально
Поезда вместо паромов: рост пассажирских и грузовых потоков между
Эстонией и Финляндией породил амбициозную идею - построить подземную
железнодорожную ветку длиной в 90 километров.
Таллинн и Хельсинки разделяют всего 80 километров, на пароме это
расстояние можно преодолеть за 100 минут. Так что шутливое
словообразование "Талсинки" появилось на свет не случайно: столицы
Эстонии и Финляндии действительно образовали ныне единый экономический
регион на востоке Европейского Союза. Тем более что языки двух стран
весьма близки друг другу. Поэтому основную группу иностранцев в
современной Финляндии образуют теперь именно эстонцы. Многие из них
регулярно ездят из Таллинна в Хельсинки и обратно. Пока - на пароме,
однако, возможно, в обозримом будущем - на поезде, через туннель,
проложенный по дну Балтийского моря, пишет DW.
Паромное сообщение: до 40 рейсов в день
"Кто еще может похвастать тем, что по дороге на работу
любуется Балтикой?"- риторически спрашивает Яак Райд, сидя у окна
парома, отчалившего из Таллинна ровно в 9 утра. Погода в этот день
прекрасная, море спокойное, а потому эстонский бизнесмен уверен, что
вместе со своим коллегой Андрусом Уудмяэ сойдет на берег в столице
Финляндии строго по расписанию - в половине одиннадцатого. "Мы акционеры
одного финского предприятия, а потому несколько раз в месяц ездим в
Хельсинки", - рассказывает он и добавляет: "Для нас это как поездка на
автобусе".
"Автобусом" этим утром воспользовались не только менеджеры в строгих
костюмах и галстуках, но и, к примеру, строители, медперсонал, а также
водители настоящих автобусов. Ежемесячно паромы перевозят между двумя
столицами порядка 400 тысяч пассажиров. Летом, когда к ним
присоединяются туристы, билетов нередко просто не достать, хотя в день
совершается до 40 рейсов.
Итак, девятичасовой паром полным ходом движется к месту назначения. Тем
временем на другом берегу Финского залива медсестра с двадцатилетним
стажем Анника Фуну-Кракер уже отработала половину утренней смены. Она
устроилась работать в Хельсинки еще в 2007 году. Сначала занималась
амбулаторным уходом за больными, а с недавних пор трудится в
реабилитационном центре одной из крупных городских клиник. "Я
зарабатываю здесь в три раза больше, чем у себя в Эстонии: 2500 евро
вместо 800 евро", - рассказывает 39-летняя Анника во время обеденного
перерыва.
Мнение футуролога: вовсе не химера
Именно такие регулярные клиенты балтийских паромов, как Яак, Андрус и
Анника, и навели политиков, экспертов-транспортников и инженеров двух
стран на мысль о подземном железнодорожном туннеле. Проект этот аналогов
в мире не имеет. Ведь туннель под Финским заливом протяженностью в 90
километров был бы почти вдвое длиннее 50-километрового Евротуннеля под
Ла-Маншем, соединяющего континентальную Европу и Великобританию.
Согласно исследованию, проведенному по заказу эстонского правительства,
стоимость проекта составила бы порядка 3 миллиардов евро.
Правда, в Финляндии, где весной крупнейшей оппозиционной партией стали
правопопулистские "Истинные финны" и где под ударами конкурентов
закачался технологический гигант - производитель мобильных телефонов
Nokia - сейчас не самый подходящий момент для обсуждения дорогостоящих
международных суперпроектов. Тем не менее, сама идея многим финнам по
душе. "Технически она вполне реализуема, и я вовсе не считаю ее
несбыточной фантазией", - уверяет социолог и футуролог Роопе Мокка. Он
основал в Хельсинки институт Demos, в котором исследует и разрабатывает
модели развития городского пространства. Однако ученый предупреждает,
что в практической плоскости вопрос о финско-эстонском туннеле встанет
не раньше чем через десять лет.
Таллинские бизнесмены Яак Райд и Андрус Уудмае с идеей туннеля знакомы,
однако относятся к ней достаточно скептически: "А кто за все это будет
платить?" Их пока вполне устраивает паромная переправа.