В августе скульптура косули, стоящая в скверике на улице Нунне, отметила восьмидесятилетие своего
появления в городском пейзаже: созданная Яаном Коортом годом ранее
скульптура была установлена на своем нынешнем месте 26 августа 1930
года.
Одна из трех На рубеже двадцатых-тридцатых годов
минувшего столетия Таллин произведениями декоративной пластики не
изобиловал. Парковая скульптура исчерпывалась разве что фигурой
скорбящей Линды на бывшем Шведском бастионе да шаловливыми ребятишками с
рыбой, украшавшими фонтан на углу улицы Виру с нынешним Пярнуским
шоссе.
Разговоры о необходимости «населить» парки и скверы
столицы молодого государства работами местных скульпторов велись на
страницах таллинской прессы на протяжении практически всех двадцатых
годов. Однако от слов к делу удалось перейти лишь в самом конце
десятилетия: городские власти приняли решение приобрести у скульптора
Коорта одну из самых удачных его работ – бронзовую фигуру лесной
козочки.
Одну – в самом прямом смысле. Дело в том, что
скульптура косули изначально была отлита в трех экземплярах. Один из
них, после окончания выставки эстонского искусства в СССР, был в 1935
году приобретен для собрания Музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина. Другой оказался в фондах таллинского Городского музея. Третий –
«поселился» в скверике на улице Нунне – почти прямо напротив
пересечения с улицей Лай.
Сквер из руин Зеленый
оазис, словно специально созданный для того, чтобы служить «оправой»
для творения Коорта, появился, собственно говоря, совершенно случайно.
Еще в средние века земельные участки у подножья северо-восточного склона
холма Тоомпеа оказались застроенными жилыми домами.
К началу
прошлого столетия перестроенные здания оказались в изрядно
амортизированном состоянии. Еще в последние годы царской власти
городская дума неоднократно взывала к владельцу недвижимости – купцу
Герману Гуткину – с требованием привести принадлежащее ему имущество в
порядок.
Домовладелец, ссылаясь на нехватку средств, соглашался
лишь подкрашивать забор, отделяющий ставшие аварийными жилые дома от
проезжей части. Позже он предлагал даже украсить ограждение
«декоративными венками и гирляндами» за собственный счет. Городские
власти это не разжалобило: уже в начале 1919 года стоящие несколько лет
покинутыми дома были у владельца отчуждены, а после – снесены.
Под обрывом Вышгорода Какое-то
время площадка на перекрестке Нунне и Лай рассматривалась как место
строительства подъемника или фуникулера на Тоомпеа. Средств на его
строительство так и не нашлось и потому уже в первой половине двадцатых
годов образовавшаяся во фронте уличной застройки «брешь» была превращена
в сквер.
«Вчера на газоне клумбы на Систренской улице против
Широкой была установлена бронзовая фигура дикой козы работы скульптора
Коорта, – писали 27 августа 1930 года «Вести дня». – Эта работа была
выставлена как на здешней весенней художественной выставке, так и на
художественной выставке в Париже».
Сложно сказать почему, но
событие это осталось незамеченным для других выходивших в ту пору в
Таллине газет. Корреспондент же «Вестей дня» выражал надежду, что
скульптура «очень украсит и оживит живописную лощинку, расположенную под
старинным обрывом Вышгорода» и сожалел, что установить бронзовую косулю
удалось пока только на временном, деревянном постаменте.
Нежданная слава Историю
скромной фигуры дикой козочки можно было бы на том и завершить, добавив
к ее биографии лишь упоминание о том, что в конце сороковых–начале
пятидесятых годов она, по неизвестной причине, была перенесена с улицы
Нунне в парк Хирве. Если бы не неожиданная слава, пришедшая к скульптуре
вскоре после восстановления независимости Эстонской Республики.
Вначале
– в 1993 году – она была отчеканена на памятной монете номиналом в пять
крон. Почему именно «Косуля» оказалась наиболее подходящим мотивом для
оформления монеты, посвященной семьдесят пятой годовщине провозглашения
Эстонской Республики, сказать сложно. Но факт остается фактом: работа
Коорта оказалась единственной таллинской скульптурой, которая оказалась
вписанной в эстонскую нумизматику.
Впрочем, популярностью
«Косуля» пользовалась в те годы не только у дизайнеров монет, но и у
публики, ценящей в произведении искусства исключительно стоимость
материала. С 1994 по 1999 год бронзовая козочка несколько раз
становилась жертвой «охотников за металлом». Но всякий раз возвращалась
вновь. Правда – в виде копий, отлитых в уцелевшей авторской форме:
отыскать похищенный оригинал полиции удавалось не всегда.
Памятник легенде Косуля,
стоящая ныне в сквере на Нунне, – «правнучка» открытой в довоенные годы
скульптуры. Отлита и установлена она была скульптором Туй Изис Леа
Коорт – дочерью Яана Коорта в октябре 2000 года, так что нынешней осенью
имеет все основания отмечать свой первый юбилей.
Почтенным
возрастом нынешняя «Косуля» похвастаться не может. Зато может гордиться
иным: неожиданно для себя она стала памятником героине одной из
городских легенд. А именно – преданию об основании города, согласно
которой свое имя он получил от … дикой козочки. Якобы ее преследовал во
время охоты датский король Вольдемар II, но она, предпочитая погибнуть,
чем даться в захватчику в руки, бросилась со отвесной скалы.
Reh
fal – "Косуля упала": именно таким образом переосмысливали остзейские
горожане позапрошлого столетия немецкое название города – Ревель. Гиды
начала третьего тысячелетия охотно поддерживают эту легенду, показывая
туристам скромную козочку на улице Нунне, неожиданно для себя ставшую
иллюстрацией к старинному преданию.
* * * Впрочем, может
ли быть по-другому? Ведь склон Тоомпеа – вот он, рядом. А романтического
настроя скверу на Нуннне не занимать… И даже если сам Коорт не
предполагал о подобной славе для своего творения, он бы, наверняка, не
имел бы против нее ничего против.