Для актера «Ленкома» Антона Шагина Таллинн был не только первой в его
биографии заграницей. В последние годы Таллинн стал для него почти
родным: отсюда родом семья его супруги, Вероники Исаевой, тут живут его
хорошие друзья.
«Таллинн — это моя первая заграница, ровно девять лет назад мы приехали
с первым курсом с первыми этюдами в Русский театр. На нашем курсе
учились 12 ребят из Таллинна, просвещали нас, водили по прекрасному
городу, с тех пор я каждое лето провожу тут», — говорит актер.
Жена Вероника, или Никочка, как ее называет Антон, его однокурсница,
сегодня она не работает как актриса, однако, по его словам, не закрывает
для себя этой профессии в будущем. «Она не будет, как это делают
многие, стучаться, просить. Она занимается сценречью, художественным
словом, которое, к сожалению, уходит из российской культуры, сейчас не
помнят и не знают великих чтецов, которые у нас были когда-то», —
говорит он.
На прошлой неделе Антон Шагин вместе с таллиннским музыкантом
Александром Жеделевым выступил с чтецкой программой на стихийной
вечеринке во дворе Русского театра. Жеделев подыгрывал Шагину на гитаре,
а Шагин читал стихи, и читал так, как будто это не бесплатное
выступление перед выпивающей пиво молодежью, а гораздо более важное
событие.
Собравшиеся гадали: чьи стихи? Неизвестный новый русский поэт?
Оказалось, что стихи — его собственные, шагинские. Писать он их начал
еще до театрального вуза, а встретив жену, обрел музу, многие стихи
посвящены ей.
«Идея выступить с Жеделевым возникла давно, оказалось, что у нас много
общего во взглядах, это мой друг, творческий человек и личность. Нам бы
хотелось выступать чаще и больше, нам нужны люди, которые бы в нас
поверили и давали такую возможность. Мы хотим и, скорее всего, будем
выступать и в Москве», — сказал Антон.
Верит в Русский театр
После школы Антон Шагин, родом из провинциального города Карачева в
Брянской области, не собирался становиться артистом. Более того, после
девятого класса, как он говорит, он был «прошен уйти из школы, что и
сделал».
«Пошел в ПТУ, на слесаря, там два года догоняешь среднее образование, а
потом к восьми утра ходишь со слесарями и токарями на завод. Для
молодого человека это было каторгой, вставать ни свет ни заря и идти с
дедками, как тогда казалось, на завод. Теперь я понимаю, что это был
кайф единения с рабочим классом, у меня такого не повторялось больше
никогда», — говорит он.
А в 2006 году Шагин окончил тот самый мхатовский курс Сергея Земцова и
Игоря Золотовицкого, где учился таллиннский десант молодых и подающих
надежды, молодые артисты с того курса работали в Русском театре, многие
покинули театр.
«У меня от вашего Русского театра предложений нет, — говорит Шагин. —
Но я болею всей душой за него, потому что в нем работают и мама
Вероники, Валентина Николаевна Исаева, мои однокурсники, болею потому,
что это — русский театр. Верю, что в нем должно все наладиться. Верю,
что в него пора возвращаться тем, кто оттуда ушел, по крайней мере, тем,
кто пока не уехал из Эстонии», — считает Шагин.
Окончив вуз, Шагин с 2006 по 2009 год служил в Российском академическом
молодежном театре (РАМТ), а в ноябре 2008 года был принят в труппу
театра «Ленком». Говорят, его сам Марк Захаров переманил на одну роль,
потом предложил другую. Первое, что он сыграл у Захарова, — Лопахин в
«Вишневом саде», а потом уже была заглавная роль в «Пер Гюнте».
Нажимать на кнопочки
«Я бы не занимался тем, что мне неинтересно, я так устроен. Это не
берется с неба, это результат работы, того, как ты себя позиционируешь. Я
не задираю нос, просто выполняю свою работу и доказываю свою
состоятельность делом. Для меня единственный способ выжить — работать,
делать, что я умею, а лучше всего то, что я не умею».
Прежде всего, его интересуют роли, которые он не играл и не знает пока,
как они играются. «Интересно, как раскрываются мои внутренние ресурсы.
Как ни странно, несмотря на то, что мы работаем для зрителя, но
преодолеть, победить и удивить хочется, в первую очередь, себя. И ведь
каждая роль у меня такая. Я не буду браться за роль, которая, как мне
кажется, дастся легко. Поэтому я стараюсь выбирать те роли, которые я не
знаю, как делать, но чувствую, что в ней есть кнопочки, которые мне
интересно было бы нажать».
Шагин в профессии — везунчик: среди кинорежиссеров, с которыми он
работал, знаковые для российского кинематографа фамилии: Валерий
Тодоровский, Александр Миндадзе, Юрий Грымов. Но, по убеждению Шагина,
было бы нечестно выделять кого-то самого интересного. «Я благодарен всем
режиссерам и партнерам, с которыми мне удалось встретиться, вместе
попробовать что-то изменить. Мне дорога каждая работа, и ни за одну мне
не стыдно».
И после оглушительных «Стиляг» Тодоровского ему не было страшно, что
эта роль станет для него «потолком»: «В этом и состоит актерская
профессия, актер должен делать образы, а не просто менять пиджаки и
тапки. У каждого свой путь, у нас зависимая, рабская профессия, но, как
ни парадоксально это звучит, мне важно не стать рабом того, что вокруг,
да и самого себя».
Как говорит Антон, лучше всего его можно узнать не по ролям в кино или
театре, и точно не по интервью, которые он давать не любит, а прежде
всего по стихам, которые доступны на его официальном сайте, но еще
никогда не были опубликованы на бумаге — впервые они напечатаны в нашей
газете.
Антон Шагин
• Родился 2 апреля 1984 года в Карачеве Брянской области.
• В 2006 году закончил Школу-студию МХАТ (курс Игоря Золотовицкого и
Сергея Земцова). По окончании служил в РАМТе, роли в спектаклях РАМТа:
«Приключения Тома Сойера», «Красное и черное», «Берег утопии»,
«Валентинов день»; играл также в ТЦ на Страстном, в театре «Практика».
• В 2009 году, получив приглашение от Марка Захарова на роль Лопахина в спектакле «Вишневый сад», стал актером театра «Ленком».
• Работы в кино: «Тиски» (2007), «Стиляги» (2008), «Московский
фейерверк» (2009), «Бездельники» (2009), «Поцелуй сквозь стену» (2010),
«Прячься!» (2010), «На ощупь» (2010), «В субботу» (2011), «Бездельники»
(2011), «Без мужчин» (2011)
• Награды: 2006 — лауреат театральной премии «Золотой лист» за лучшую
мужскую роль в спектакле Школы-студии МХАТ «С любимыми не
расставайтесь»; 2011 — лауреат театральной премии «Хрустальная
Турандот»; 2011 — Премия правительства РФ в области культуры за
спектакль «Пер Гюнт» в театре «Ленком».
Прости мне тот долгий поход
Прости мне тот долгий поход за чаем, Видит Бог, я дошел до границ с Китаем. Износившись изрядно, теперь латаю Свою одежку, кожицу перекраиваю.
Так и быть. И когда мне вживе выпадет аверс, реверс, При последнем исходе отправлюсь пешком на Север, Если, конечно, умом не двинусь, и меня не потянет на Юг, Чтобы снять с себя снова там спасательный круг.
Так и быть. Продолжая вариться в своем соку, Я не намного тебя гораздней. В горящую избу на всем скаку Ты, влетевши, осталась в ней, И твой конь бумажный.
С писем начни
С писем начни, их больше никто не пишет. И чтобы конверт марками был украшен — Наклей того, кто из космоса рукою нам машет, Для того чтобы путь был бесстрашен. Опиши кухню, где раковина, как пустыня, Что сгорбился кран от воды, Что навестила родня — Уже прожившая годы. Оттого-то тоннели в метро продлевают, Оттого так похожи на реки, Которые переполняют Не рыбы, но раки, Ежедневно сюда впадают. Как последняя поездка тянется, Отказавшись от свободного места — На спине отпечаталось — «Не прислоняться», Приобретая черты манифеста. Это по праздникам взрывы салюта Нас заставляют зажмуриться. Те, кто невольно ушли с маршрута, Не успевали опомниться. Ответственность возложи на будильник, Скоро ночи станут короче. Солнцем покажется пододеяльник, И ручьи потекут ничьи.
Перешли на шепот
Перешли на шепот, За окном навязчивость крыш, Этажом выше топот, Переходящий в тишь. Отраженье плюсует Количество фраз. В запотевшем стекле, Сливаясь в узел — Так крепче для нас. Я тебя не обнял, А сузил.
Под кошачеством валериановых капель
Под кошачеством валериановых капель Город невест встречает, А то, что ревнивцы срываются с мест — Это нас с тобою венчает.
Капель соревнуется со слезой, Многодетные многоэтажки, Простудясь, под окном «часовой», Засопливив, махнул из фляжки.
В нерешительности природа, Долгое межсезонье. И в каждой выдумке моя свобода, Тянущаяся год от года.