24 мая актриса Русского театра Любовь Агапова отметила свое 55-летие моноспектаклем «Я жду тебя, любимый!» по пьесе Дарио Фо.
На сайте Русского театра биография Любови Агаповой изложена скупо:
«Окончила Дальневосточный институт искусств в 1977 году. В театре с 1985
года». Грозовым майским утром мы сидим в гримуборной номер 308 в
опустевшем по случаю завершения сезона театре. «Сколько себя помню, я
всегда знала, кем буду, – рассказывает актриса «ДД» накануне
«полуюбилея». – Я с радостью говорю, что я – актриса по призванию. И это
не кокетство. Все началось в детском саду, где добрая фея Антонина
Ильинична сказала мне: "Любочка, надо прочитать стишок”. Я прочитала,
все заулыбались, дети аплодировали, и мне это очень понравилось...»
– Какими извилистыми путями вы попали из Владивостока в Таллинн?
– Я родилась на Сахалине, прекрасном острове, похожем на рыбу, в городе
Чехове, названном в честь моего любимого драматурга. Поступила на
театральное отделение Дальневосточного института искусств, это во
Владивостоке. Ефим Давидович Табачников, который тогда приехал поднимать
Приморский краевой театр, приглашал меня в спектакли, еще когда я была
студенткой, и хотел взять меня в труппу. Но я стремилась во что бы то ни
стало уехать с Дальнего Востока. Я там задыхалась, мне было трудно, мне
было скучно. И я уехала вслед за своим педагогом Борисом Фельдманом в
Лиепае, где работала шесть лет в Театре Балтийского флота. Ну а потом
волею судеб оказалась в Таллинне.
– Если честно – нет, я мечтала работать у Аркадия Фридриховича Каца в
Рижском театре русской драмы, который гремел на весь Союз. Я не
пропускала ни одной премьеры и была безумно влюблена в этот театр. К
Кацу ездили за глотком воздуха. Я приготовила показ, Кац пригласил весь
худсовет. Потом Аркадий Фридрихович сказал: «Вы показали целый
спектакль, мне очень понравилось, но у меня в труппе нет свободных мест.
Подождите годик». Когда я узнала, что Кац отказал, я рыдала... В итоге
меня взяли в Таллинн. В моей жизни было немного важных поступков, но
этим показом в Риге я горжусь по-настоящему. Другое дело, что через два
сезона Кац уехал в Москву, то есть мой выбор был правильный, и я не
жалею о том, что не стала ждать и выбрала Таллинн и театр, который я
называю моим любимым русским драматическим театром.
– Какие ваши роли оставили самый большой след в вашей душе?
– Я актриса, которая играет не очень много – и потому, что так
складывается, и потому, что я много играть не люблю. Мне нравится, когда
есть хорошая ролевая партитура. Я считаю себя достаточно
востребованной, мне не на что жаловаться, у меня были прекрасные роли,
дарованные мне судьбой – или Мельпоменой... Тут я должна вспомнить
своего мастера, педагога, одного из самых любимых режиссеров, ушедшего
из жизни в феврале этого года, – Юрия Константиновича Николаева. С ним я
начинала в Театре Балтийского флота, там были яркие роли в «морских»
спектаклях, Регина из «Привидений» Ибсена. В 1987 году таллиннский
Русский драмтеатр первым в СССР поставил запрещенную тогда пьесу Николая
Эрдмана «Самоубийца», я играла Машу Подсекальникову. Потом Николаев
поставил пьесу Сомерсета Моэма «Верная жена», где я играла Констанцию,
главную героиню, красавицу, умницу, настоящую леди. Это было упоительно!
Мне потом Юрий Константинович сказал: «Вы актриса с характером, вы меня
не слушали, играли "своим ходом” – и доказали мне, что вы правы». Что
меня очень обрадовало. И все-таки Николаев считал, что я не смогла
«распластаться в этой роли», не сыграла леди, у которой есть богатый
дом, хороший достаток и так далее. Меня тогда это задело, а потом я
поняла, что, конечно, нужно знать эту жизнь, чтобы ее играть...
– Был момент, когда вы поняли, что «проснулись знаменитой»?
– Да: шла по улице после премьеры спектакля «Французские страсти на
подмосковной даче», это была последняя работа Николаева у нас, и люди
меня узнавали. И второй раз, когда вышел спектакль «В Москву! В
Москву!..» Юрия Ивановича Ерёмина, где я играла Машу Прозорову. Когда в
театре настали нелегкие времена и Ерёмин приехал ставить «Горе от ума», я
просила его: «Юрий Иваныч, возьмите нас, пожалуйста!» Только такого
человека я бы хотела видеть на месте художественного руководителя нашего
театра. Кстати, в разгар кризиса в театре думали, не восстановить ли
«Верную жену» или «Страсти», но воз и ныне там.
«Танцы», «Будни» и пуд «Соли»
– Сегодня вы играете всего в двух спектаклях – «Танцы на празднике урожая» и «Счастливых будней!»...
– Да, и последний спектакль идет уже больше пяти лет. Не все наши
постановки живут столько времени. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить
коллег, с которыми я работаю. Мы вместе съели пуд соли, очень тяжело
выпускали спектакль – и с каким наслаждением я играю теперь Анюту!
Каждый раз я открываю в своих партнерах что-то новое. Если бы театр
доверил нашему составу какую-нибудь хорошую лирическую комедию, я думаю,
мы бы справились. Да, у меня осталось два спектакля. К сожалению,
«Голую правду», которую мы лелеяли и любили и которая шла семь лет, из
репертуара убрали. Между тем создавать новые хиты непросто. Надо хранить
то, что есть, и восстанавливать то, что было забыто. «Страсти» надо
восстановить точно.
– Одна из ваших работ последних лет – роль в спектакле «Соль»,
поставленном Борисом Павловичем на тему «бронзовых ночей». В процессе
репетиций из постановки ушли все актеры, кроме вас и Татьяны Маневской.
Для вас это был позитивный опыт или негативный?
– Конечно, позитивный! Я очень жалею, что спектакль почти сразу исчез.
Ощущение было такое, что ни администрация, ни худрук его не
поддерживали. Я думаю, этот спектакль был живым – мы же работали с
документалистикой, я все говорила сама, режиссер меня только подправлял
немного. «Соль» могла бы идти, я думаю, до сих пор. Для меня именно с
этой постановки начались те процессы, которые в итоге привели к
сегодняшнему дню театра. Репертуар – структура очень тонкая, ее надо
создавать с учетом всех актеров труппы, а если необдуманно убирать
спектакли, в театре неизбежно настанет кризис. А у нас очередной худрук
приходит и решает, что он тут построит новый театр, значит, все старое
нужно убрать. В итоге разрушают всегда больше, чем успевают построить.
– Сейчас в театре опять нет художественного руководителя. Вы боитесь будущего?
– Да, я волнуюсь за него. Давно мечтаю о создании репертуара камерного
театра на малой сцене. Культура камерного театра, к сожалению,
отсутствует, а ведь это прекрасный глубокий мир моноспектаклей,
спектаклей для двоих и троих актеров. Проблема востребованности актеров
становится более решаемой. Я уверена, что надо прививать нашим зрителям
интерес и любовь к этой форме театра.
– На сайте «Кино-Театр» на вашей странице есть комментарий:
«Умная актриса, ей место на большом экране». Между тем вы снялись всего в
одном фильме – «Лиля навсегда» Лукаса Мудиссона...
– Уже в двух: осенью была премьера короткометражки «Олег» Яана Тоомика,
я сыграла там мать мальчика, погибшего в Советской армии... С кино, как
говорят актеры, пока не складывается. Я ведь почти никуда не выезжаю.
Сейчас очень хочу поехать в Россию и положить цветы на могилы Юрия
Константиновича Николаева и Владимира Яковлевича Мотыля. С Владимиром
Яковлевичем связана одна из самых ярких эмоциональных страничек моей
жизни. Мы познакомились, когда наш театр показывал в Москве «Свидание в
июне», и несколько лет созванивались. Это отдельная, длинная, прекрасная
история, которую я хочу однажды рассказать зрителям.