В отличие от коллег, ушедших из театра этим летом не от хорошей жизни,
Олег Щигорец уволился буквально со счастливым билетом в кармане, и на
билете этом написано: «Москва, Малый театр».
За пару часов до отхода московского поезда Щигорец дал «ДД» последнее перед отъездом из Эстонии интервью.
Ни об одной роли не жалею
– С какими чувствами вы покидаете Эстонию и Русский театр?
– Эстонию я покидаю с грустными чувствами – я тут родился, тут живут
мои мама и папа, в Эстонии у меня очень много друзей... Русскому театру я
отдал пятнадцать лет – это большой срок. Наверное, можно сказать, что
здесь я состоялся как актер. Уже можно. Не все мои роли были удачными,
но нет ведь такого актера, который гордился бы всеми сыгранными ролями.
Ни об одной роли я не жалею. Все они были интересные, классические...
– У вас в жизни уже был момент, когда вы решили все изменить и
ушли из Большого драматического театра, где играли больше года. Что вы
ощущали, приехав в Таллинн?
– Я был куда моложе, совсем зеленый. Год проработал в БДТ, встретил там
свою жену, у нас родился ребенок... Питер – мой любимый город, БДТ –
театр, в труппу которого я мечтал попасть. Судьба подарила мне дружбу с
Кириллом Лавровым, он был моим посаженным отцом. За год БДТ дал мне
очень многое, даже просто приходить туда и общаться с актерами – это уже
была своего рода школа. В общем, я был очень привязан и к театру, и к
Питеру, но... Случился форс-мажор, появились трудности, к которым я не
был готов. Может быть, должен был быть готов, но не был. На дворе был
1996 год, жуткое время. А сидеть без ролей для молодого актера – смерть.
Так что, когда я приехал в Таллинн, разочарования не было, наоборот,
было ощущение, что сейчас начнется что-то новое. Я был готов к работе. Я
всегда готов к работе. Для актера это самое главное.
– Как получилось, что вы стали актером?
– Когда мне было десять лет, в 1983 году, мама меня привела за руку в
актерскую студию Светланы Михайловны Крассман при Клубе моряков. Я там
остался – и влюбился в эту профессию. В 1991 году я поступил в
театральный институт, где меня готовили к поступлению в вуз. Я прошел по
конкурсу во все актерские вузы Москвы и выбрал Щепкинское театральное
училище – родную Щепку.
В театре вообще нельзя дружить
– Известие о том, что вас берут в Малый театр, было неожиданным?
– Когда я учился в Москве, меня тянуло в Питер. Может, это была ошибка,
не знаю, но я был влюблен в Ленинград, а БДТ был для меня как маяк.
После училища меня готовы были взять в Малый театр, но я туда не пошел.
Хотел в БДТ – и все тут. В Малом театре работает мой друг Виктор
Низовой, с которым мы вместе учились в Щепке с первого курса до
последнего. С 2000 года Виктор твердил мне: давай к нам, в Малый! А я
все на что-то надеялся. Я был оптимистом. Я был патриотом своего театра!
Ведь приходишь в Русский театр и думаешь: в чем дело? Отличные актеры.
Могут быть и хорошие спектакли. И они были, эти хорошие спектакли... Но
ситуация ухудшилась, а мне поступило предложение непосредственно от Юрия
Мефодьевича Соломина, моего педагога, который уже 23 года –
художественный руководитель Малого. Я подумал: все-таки это Малый театр,
классический, это моя школа. И решился.
– Вы проработали в Русском театре 15 лет. Если оглянуться назад, что вам вспоминается прежде всего?
– Встречи с разными режиссерами. Больше было хороших, но случались и
посредственности. Вспоминаю коллег, конечно же. Не могу сказать, что я
был дружен со всеми – в театре вообще нельзя дружить, – но мы,
безусловно, сохранили хорошие отношения. Я подружился с Эдиком Томаном. У
нас очень тяжело начинался творческий роман, а сблизило нас, как ни
странно, высшее актерское образование – людей с таким образованием в
театре осталось мало. Я благодарен Тане Маневской, Саше Окуневу, Володе
Антиппу... С Ильей Нартовым мы пришли в театр в один год, не могу
сказать, что мы были особенно дружны, но всегда с уважением относились
друг к другу.
Незаменимых нет, но...
– Вы – один из немногих людей, знающих о ситуации в Русском театре не понаслышке. Как вы оцениваете эту ситуацию?
– Есть ощущение ненужности Русского театра на уровне какой-то политики.
В советское время все было в порядке, Русский театр в этом смысле
никого не волновал, а как начались демократические преобразования –
самые страшные, я считаю, преобразования, – они коснулись и театра.
Сейчас все хотят хорошо зарабатывать, ничего, по сути, в спектакли не
вложив. Это какое-то не очень профессиональное отношение к работе. Я не
обвиняю ни Наталию Лапину, ни Светлану Янчек, они пожинают плоды того,
что началось еще десять лет назад, со злосчастного ремонта, и
продолжилось после прихода худрука Михаила Чумаченко. Хотя, опять же, я
не был в оппозиции ни к кому и никогда. Я был примерным исполнительным
актером, что от меня и требовалось. Понимаете, как бы кому ни был
неприятен Томан в роли худрука – театр при нем работал. Да, незаменимых
нет, но когда уходят такие мастера, как Томан, когда уходят актеры
старшего поколения, которых, так сложилось, в театре не держат – а
театра без стариков быть не может...
– Говорят, что их слишком много.
– Их много никогда не бывает. А что так говорят – это и есть
провинциальность. Пусть Таллинн и столица Эстонии, для русской культуры
это – провинция.
– Какова, по-вашему, будет судьба Русского театра? От чего или от кого она зависит?
– Тут многое зависит и от работников Русского театра, и от людей,
которые любят Русский театр. Ни в коем случае нельзя на теме театра
спекулировать, и уж точно нельзя втягивать его в политику. Иначе театру
придет конец, чего наверняка кто-то желает. Я вообще уверен, что
здравомыслящий человек никогда не будет говорить о закрытии театра...
Чтобы театр жил, надо уважать труд актеров и ходить на спектакли. Потому
что многие постановки Русского театра – не хуже московских и питерских.
Дефицит Островских
– В Русском театре у вас было немного ролей, две-три за сезон. В Малом загрузка будет больше?
– Две-три роли – это нормально. Главное – не количество, а качество. В
Малом театре сейчас в год ставятся по пять-шесть спектаклей, а раньше
было два-три. Но качество! Малый театр держит марку. Там репетиции идут
по полгода. Это другой менталитет, понимаете?
– Вас устраивает, что в Малом театре у вас будут роли
исключительно в классике – Островский, Толстой, Гоголь, Чехов?..
Современных пьес там не ставят.
– А что, Островский несовременен? Да, это не современная драматургия,
ну так сегодня, извините, и Островских нет. А ставить пьесы про
наркоманов и лесбиянок на сцене Малого – несерьезно, уровень пьесы
должен соответствовать уровню театра.
– Вы сыграли в сериалах «Исаев» и «Кобра». Актерам, которые
живут в Москве, пробиться на телевидение куда проще. Вы будете работать в
этом направлении?
– Загадывать ничего не буду, но если это хороший сериал – почему нет?
Другое дело, что я всегда буду советоваться с Юрием Мефодьевичем, чтобы
не подвести театр. Деньгами ведь не все измеряется. Можно заключить
контракт на десять лет и играть в сериале, а в театре не играть, но
смысл?
– Здесь вы жили, мягко говоря, небогато, с родителями. Москва в этом смысле дает какие-то надежды и перспективы?
– Я понимаю, что со стороны это странно – в 38 лет начинать в другом
городе новую жизнь, без квартиры. Но с чего-то начинать надо. Главное –
есть работа, а дальше я буду решать проблемы по мере их поступления.
– Вы не боитесь оказаться в Москве чужаком? Вы же русский из
Эстонии, а мы тут, как многие считают, уже отличаемся от русских из
России...
– Я вообще не понимаю этого «свой-чужой»... Я гражданин России, и я
учился в Щепкинском училище при Малом театре. Значит, свой. Я буду
работать с педагогами, у которых учился, с актерами, которых помню со
студенческой скамьи. И говорим мы с ними на одном языке.
***
Справка «ДД»:
Олег Щигорец родился 25 марта 1973 года в Таллинне.
Окончил Таллиннское кулинарное училище (1991) и Высшее театральное
училище им. Щепкина (1995).
Работал в БДТ им. Товстоногова (1995-1996) и Русском театре
(1996-2011). Среди сыгранных в Русском театре ролей – Загорецкий в «Горе
от ума», Кудимов в «Старшем сыне», сеньор Помидор в «Приключениях
Чиполлино», сквайр Трелони в «Острове сокровищ», Буч в «Примадоннах», Му
де Звон во «Фредерике», Реджи в «Квартете». С осени этого года – актер
Государственного академического Малого театра России.
Руководил самодеятельным театром «Бродячая собака» (1996-2002). В телесериале «Исаев» сыграл роль адъютанта атамана Семёнова.