Восьмой фестиваль «Джаз тайм» в Силламяэ, впервые
состоявшийся летом, собрал необыкновенно большую аудиторию: он проходил
на улице, погода благоприятствовала музыкантам и вход на все концерты
был бесплатным. Если в течение дня во время выступления молодых
музыкантов на городской лестнице еще можно было найти местечко, то на
вечерний концерт – уже нет: послушать гостей из Риги во главе с маэстро
Раймондом Паулсом собрались тысячи людей.
Художественный руководитель «Джаз тайма» Тойво Унт неоднократно
повторял, что главная цель фестиваля – дать возможность проявить себя
молодым музыкантам, вдохновить их на развитие своих талантов, но для них
же немаловажно увидеть и услышать профессионалов высокого уровня.
Поэтому он бесконечно счастлив, что нынче сюда приехали сразу два
маэстро – Эри Клас из Таллинна и Раймонд Паулс из Риги.
-
Узнав, что в Силламяэ будет выступать мой старый друг Раймонд, я даже
отменил спектакль в опере, где должен был дирижировать на «Травиате», –
поделился Клас. – Мы не виделись уже двадцать лет, хотя дружим более
полувека.
Что ж это за дружба такая? На данный вопрос почти в унисон оба
отвечают, что это жизнь – слишком стремительна, слишком много забот и
событий у каждого, но это совсем не значит, что теряется интерес друг к
другу. «Просто время слишком стремительно, но тем радостнее каждая
возможность пообщаться».
Раймонд Паулс на пресс-конференции не уставал сыпать комплименты Силламяэ.
- Маленький, но очень красивый город, – замечает он. – Приехал в
гостиницу, открыл окно, и – о Господи – я слышу джаз! Оказалось, звуки
идут с фестивальной сцены. Прекрасное соло на контрабасе, думал – Тойво
Унт, оказалось – молодой музыкант, его ученик. Здорово!
Маэстро добавил, что с удовольствием откликнулся на приглашение,
потому что всю жизнь связан с поиском молодых талантов, и без лишней
скромности заметил, что почти все ныне известные и не очень латышские
певцы и певицы прошли через его руки. Ему интересно, что делает молодежь
в соседней стране. Кроме того, он и Эри Клас когда-то тоже увлекались
джазом, играли, несмотря на запрет. Хулиганили.
- Потом каждый стал развиваться в своем направлении, но в глубине души страсть к джазовой музыке живет, – подчеркнул он.
Эри Клас – новый патрон «Джаз тайма» – подчеркнул, что с
удовольствием будет помогать начинаниям энтузиастов, потому что убежден:
ни местоположение, ни величина города не могут быть препятствием к
тому, чтобы стать местом притяжения не только страны, но, может быть,
Европы и даже всего мира.
- В маленький финский городок Пори уже почти полвека съезжаются
мировые звезды джаза, – вспомнил он. – А еще более маленький Савонлинне
стал оперной столицей… Почему бы Силламяэ не достигнуть подобных высот?
Не вижу непреодолимых препятствий, тем более здесь уже доказали, на что
способны. Собирать звезд – недешевое удовольствие, но ведь можно
кооперироваться с другими городами… Сам уже восемь лет делаю фестиваль
«Биргитта», на который тоже приезжают не только артисты, но и зрители из
других стран. Трудно, но можно. Оказывается, финнам дешевле пересечь
залив, чтобы послушать какую-то знаменитость у нас. А Силламяэ вообще
близко – к Финляндии, России. В советское время я, как и Раймонд,
начинал с джаза. Мы получали образование в России, как и многие
представители эстонской интеллигенции.
Раймонд добавил, что все время держал связь с Россией.
- Это только политики мутят воду, культура не должна иметь границ,
лишь так можно развиваться, – рассуждает он. – У нас, в Латвии,
музыканты и вокалисты испытывают серьезные затруднения: слишком
маленький рынок, мало возможностей для развития. Поэтому мы
заинтересованы в развитии культурных связей с другими странами.
Паулс подчеркнул, что музыкальные фестивали, как магнит, притягивают
публику, участников и поднимают имидж города, давая ему хорошую рекламу.
- Хотя палка всегда о двух концах: в Юрмале «Новая волна», как
музыкальный проект, уже не так интересна, скорее, – как место для того,
чтобы показать бриллианты и дорогие машины. Надеюсь, вашему фестивалю
это не грозит, – пошутил он, добавив, что надо думать о серьезной музыке
тоже, пропагандировать ее. – Тем более у вас так близко
Санкт-Петербург, где есть немало настоящих звезд. В культуре не должно
быть границ.
Паулс
и Клас согласились с мнением о том, что связи на уровне культуры и
музыки между Эстонией и Латвией могли бы быть прочнее, а люди – больше
знать о молодых талантах стран-соседей.
Безусловно, огромный интерес вызвала личность самого маэстро Паулса,
который еще недавно говорил о том, что редко выезжает за пределы Риги,
тем не менее, последний год стал много выступать на сцене как пианист.
- У меня словно наступила третья, а может быть, четвертая молодость, –
пошутил он. – Сожалею, что в свое время не стал продолжать карьеру
пианиста. Сейчас выхожу на сцену и получаю удовольствие, исполняя не
только свою, но и музыку других композиторов. Играл, например, Баха в
джазовой обработке. Радуюсь, что могу выйти, отыграть два с половиной
часа – и уйти тоже могу сам. Люблю цитировать Марлен Дитрих – она всегда
кланялась публике, и когда ее, 80-летнюю, вызывали на бис, она
говорила: «Я знаю, вы так аплодируете, потому что хотите увидеть – могу
ли я еще вам поклониться?». Сцена для артиста – как наркотик. Раз
попробовал, получил удовольствие – и уже не уйти. Боюсь одного: услышать
фразу «он уже старый, пусть дома сидит…». Это может когда-нибудь
случиться.
В Силламяэ маэстро Паулса, инструментальный ансамбль «Голос Риги»,
солистов Интарса Бутулиса и Айю Андрееву и вокальное трио «Лимонад»
встречали криками «браво». Организаторы «Джаз тайма» могут гордиться
тем, что именно на их сцене впервые прозвучала новая песня, написанная
композитором на стихи Евгения Евтушенко. Во второй части концерта
прозвучали и самые популярные мелодии Паулса в исполнении автора.