Минувший март был отмечен событием, которое не могло не привлечь
внимание как любителей театра, так и наших государственных деятелей:
три эстонских театра побывали в Москве, чтобы принять участие в
специальной юбилейной программе фестиваля «Золотая маска», который
ежегодно представляет лучшие работы российских театров, а также
программу наиболее интересных спектаклей других стран.
В
этом году «Маска» отмечает свое 15-летие, и в Москве побывало рекордное
количество участников и гостей фестиваля. Таким образом, наши театры
могли не только представить себя в этом контексте, но и при желании
использовать новые открывающиеся возможности. Как бы ни складывались
наши отношения с Россией, эту реальность нельзя игнорировать.
При
этом хотелось бы подчеркнуть: пока политики ссорятся, а бизнес делит
сферы влияния, люди культуры, располагая очень скромным бюджетом и
движимые исключительно доброй волей, хотят наладить в отношениях двух
народов живой человеческий диалог. Так было всегда, и, по-моему, не
стоит перечеркивать историю культурных взаимовлияний.
Давайте
постараемся хотя бы ценить культурные связи между нашими странами и
использовать во благо то, что изобрели не мы. Сама идея фестиваля
«Золотая маска в Эстонии», который в этом году пройдет в пятый раз,
изначально заключалась в том, чтобы с помощью искусства объединить
людей.
Будучи еще старейшиной Пыхья-Таллинна, я согласилась
стать членом общественного совета фестиваля «Золотая маска в Эстонии»,
куда также вошли такие авторитетные деятели культуры, как Яак Аллик и
Эри Клас. Как человек, на тот момент непосредственно с культурой не
связанный, я задумалась об истории театральных контактов Эстонии и
России.
И убедилась в том, что театральное сотрудничество между
Эстонией и Россией существовало испокон веков. Примеров тому множество.
В частности, еще во времена первой Эстонской республики, в 1938 году
эстонская делегация ездила в Москву на 40-летие МХАТа, чтобы
поздравить коллег с юбилеем.
Лучшие представители послевоенного
эстонского театра постигали основы актерского мастерства в ГИТИСе. И
великий Вольдемар Пансо, ученик Попова и Кнебель, защитив диссертацию в
ГИТИСе, основал в Эстонии свою театральную школу.
По
свидетельству авторитетных людей, на протяжении многих лет для
эстонских театральных деятелей было очень важно мнение лучших
московских театральных критиков, которые интересовались нашим
театром, любили его и пропагандировали.
Понятно, что
геополитическая ситуация изменилась. Но игнорировать то, что может и
впредь быть нам полезно, по меньшей мере недальновидно. Почему мы стали
рвать нити, которые нас связывают? Кто измерит ущерб, который мы
понесли? И вообще, поддается ли этот ущерб измерению?
Посмотрите,
кто сегодня входит в десятку лучших режиссеров России: литовец Римас
Туминас (возглавляет Театр Вахтангова), литовец Миндаугас Карбаускис и
грузин Темур Чхеидзе (возглавляет БДТ, новую работу этого театра
«Дядюшкин сон» мы увидим на осенней «Маске» в Таллинне).
Работа
в России не мешает этим замечательным режиссерам оставаться литовцами и
грузинами и ставить у себя на родине. Напротив, своими личностями они
как бы объединяют два космоса. Кому от этого плохо? Замкнутость грозит
вырождением.
Кстати, в этом году осенью наш зритель сможет
увидеть еще один замечательный пример слияния культурных традиций:
латыш Алвис Херманис поставил в Москве в Театре Наций спектакль по
произведениям одного из самых самобытных русских писателей Василия
Шукшина. Он так и называется — «Рассказы Шукшина», и осенью его тоже
покажут в Таллинне.
Почему я вообще откликнулась на предложение
и согласилась участвовать в проекте «Золотая маска в Эстонии»? Прежде
всего, потому, что мне импонирует его задача: восстановить мосты,
которые существовали прежде, но были разрушены и забыты.
Организаторы
хотели привезти и показать в Эстонии лучшее, что есть сегодня в
театральной жизни России. И это театры не только Москвы и
Санкт-Петербурга, но и Новосибирска, Омска, Магнитогорска.
Понятно,
что нам трудно отслеживать все самое интересное, что происходит в
российском театре. Однако, зная, что все наиболее яркие спектакли
ежегодно представляются на фестивале «Золотая маска» в Москве,
организаторы и обратились к этому бренду.
Подчеркну, что именно
в Эстонии в 2005 году состоялся первый зарубежный проект фестиваля, а
уже потом к нему подключились Латвия, Румыния, Литва.
Очень
важно, что наша эстонская «Маска» сразу была ориентирована на все
общество Эстонии, не расставляя приоритеты по национальному признаку.
Чтобы
спектаклями «Золотой маски» мог насладиться и эстонский зритель, все
спектакли имеют синхронный перевод. Прежде всего, для того, чтобы
привлечь в зал молодое поколение, уже не понимающее русский язык.
На
фестивале постоянно можно видеть молодых людей разных национальностей.
Где еще, как не в театре, собирается вместе так много эстонской и
русской публики? И много ли тем и событий, которые в равной мере
интересуют (не разделяя!) представителей разных национальностей?
Пожалуй, только в культуре.
Уже первый фестиваль имел огромный
успех, он получил хорошие зрительские отклики и положительные рецензии
в прессе обеих стран. Мост, который строился, оказался не искусственным
архитектурным сооружением, а необходимым средством коммуникации.
Поэтому и эстонская, и российская стороны стали рассматривать
возможность сделать его, так сказать, с двусторонним движением.
Насколько
я помню, уже после второго фестиваля «Золотая маска в Эстонии» стали
обсуждать возможность участия эстонских театров в российском фестивале
«Золотая маска», чтобы показать в России то лучшее, что есть в нашей
театральной жизни. Ведь без больших театральных гастролей наших
театров прошли и 1990-е, и первые годы нынешнего столетия. За это время
российская публика успела основательно забыть эстонский театр, который
в прежние времена неплохо знала и любила.
Понятно, что
общественный резонанс — это не только те, условно говоря, 800-1000
зрителей, которые придут посмотреть наши спектакли в Москве, это еще
репортажи и рецензии в центральных газетах страны, радио и телевидение.
Таким образом, в широком обывательском сознании оседает информация о
том, что Эстония — это страна, где не только идет война памятников и
притесняют неэстонцев.
В этом смысле СМИ очень постарались, и сегодня имидж Эстонии в России изрядно подпорчен. И
если в последние два десятилетия Эстония была, скажем, слегка подзабыта
в России, то в последние два года о ней стало известно не самое лучшее.
И все это, помноженное на усердие СМИ, было доведено до абсурда.
Поскольку обычный человек далек от нюансов политики, получилось так,
что мы видим Россию в кривом зеркале, и Россия видит нас в кривом
зеркале. И здесь культура может сделать гораздо больше, чем нам может
показаться.
Не зря во Франции много лет существует целый
институт, занимающийся продвижением культурных ценностей Франции за
пределами страны. И этот институт, помимо прочего, готовит
специалистов из числа студентов разных стран, которые в дальнейшем
станут эмиссарами французской культуры в мире.
Главная же задача
нашего «театрального десанта», как мне видится, заключается в том,
чтобы донести до восточного соседа мысль о том, что в Эстонии ценят
вечное и стремятся создавать прекрасное. Ведь если в стране есть
хорошие театры, если они играют интересные спектакли, если есть люди,
которые их смотрят (а театр немыслим без публики!), значит, там
нормальная, здоровая ситуация.
Это непростая задача — показать
российским людям Эстонию с другой стороны, тем самым, представив ее в
неискаженном виде. И у этой задачи нет сиюминутного решения.
Но
посредством театрального искусства, как, собственно, и других форм
культурного сотрудничества, можно вернуть картине ее нормальное
изображение и показать, что мы — такие же люди, как они, что
объединяющих моментов у нас гораздо больше, чем разобщающих.
Возможно,
я скажу банальность, но ведь на самом деле все люди на свете хотят
одного и того же — жить в мире, есть досыта, любить мужчину или
женщину, спокойно растить детей и получать удовольствие от прекрасного.
А то, что нас различает — кому-то ближе хоровое пение, кому-то танцы
под гармошку или с бубном, — только делает нас интереснее друг для
друга.
Истории всех народов, прямо или косвенно, настолько
переплетены, а их взаимное культурное влияние настолько велико, что
разрушать это бессмысленно и бесперспективно.
И когда на
фестивале «Золотая маска в Эстонии» проходят встречи будущих актеров,
которых готовит Вильяндиский колледж, и московской Студии театрального
искусства Сергея Женовача, я вижу в этом огромный потенциал: самые
крепкие контакты завязываются в молодости, а лучшие друзья
приобретаются в юности.
Ведь в дальнейшем эти люди — одни в
Эстонии, другие в России — будут определять театральное лицо наших
стран. А поскольку культура — это то, что нас сближает, то становится
ясно: каждый день надо закладывать по кирпичику в фундамент будущего
здания.
Вилья Сависаар, Центристская партия, член общественного совета фестиваля «Золотая маска в Эстонии»