К какому жанру лучше отнести «Крысоловку» — к психолого-политическим
боевикам или к психологической драме с элементами action? В любом случае
подобное определение жанра в идеале представляется весьма аппетитным и
волнующим.
Ведь во всякой уважающей себя кинематографической стране, наряду с
образцами чистого искусства, производятся и сугубо развлекательные
картины — искать в них искусство с большой буквы ничуть не легче, чем
пытаться найти в темной комнате черную кошку.
Другой вопрос, должны ли вообще привлекаться к их производству бюджетные средства. Наверное, должны, но в каком же объеме?
В любом случае союз Андреса Пуустусмаа и занимающегося продюсированием
коммерсанта Андреса Пеэтса можно только приветствовать. Как и участие
частного капитала, инвестированного в «Крыслоловку» наряду с
государственными средствами.
Будем надеяться, что договоры с российскими прокатчиками не заставят себя ждать, хотя там подобные фильмы производят десятками.
Удача? Как бы не так!
Датчане тоже нередко выпускают политические боевики, построенные на
увлекательной интриге, хорошем чувстве жанра и отличных актерских
работах.
Но ведь и один из главных героев «Крысоловки», лидер местной
либерально-демократической партии, воплощен на экране Майтом Мальмстеном
очень убедительно и воспринимается совершенно достоверно. Впрочем,
таковы практически все кинороли Мальмстена. Вот вам еще один эстонский
актер, который мог бы снискать мировую известность, если бы родился хотя
бы в Ирландии…
Я даже не стану говорить о Тыну Карке, который в роли бывшего
милиционера остается в «Крысоловке» непревзойденным: сдержанная
внутренняя энергия, хитрость и цинизм. Однако в рамках им же самим
установленных правил он честен и справедлив, полон достоинства и
щепетилен. Это совершенный характер со своим собственным прошлым и
настоящим, экранное воплощение которого мастерски дополнено внутренними
нюансами.
Пуустусмаа, несомненно, является режиссером, который умеет работать с
актерами, по крайней мере, с мужчинами — в этом и состоит бесспорное
преимущество его фильмов. При этом нет никакой разницы, имеет он дело с
российским или эстонским актером, — и те, и другие чувствуют себя у него
на экране совершенно свободно.
Это позволяет говорить о том, что Пуустусмаа, возможно, стал первым,
кто показал в своих фильмах современную Эстонию, вольно или невольно
обратившись к совершенно новой теме: взаимодействию эстонской и русской
общин.
Высшим пилотажем «Крысоловки» является смешение эстонской и русской
речи, переход с одного языка на другой. Он происходит настолько
естественно, что заставляет задуматься о следующем: в то время как
политики продолжают мусолить эту тему, в реальной жизни все давно
разрешилось и функционирует без особого шума.
Вторым сюрпризом стал... Таллинн. Финский оператор Тимо Салминен увидел
Таллинн таким, что время от времени я задавалась вопросом: неужели это
действительно мой город, город в котором я живу?
Несмотря на то, что в «Мышеловке» доминирует эстетика телевизионного
фильма (например, размер планов), картина отлично разбита на кадры и
смонтирована. Высокий класс демонстрирует и специалист по монтажу Тамбет
Тасуя. Фильм динамичен и ритмически вполне выдержан.
С учетом всего сказанного, казалось бы, нужно признать «Крысоловку»
удачным фильмом. Но как бы не так! Здесь тоже дает о себе знать общий
недостаток эстонских фильмов — слабый сценарий.
Побольше страсти!
Было бы иллюзией полагать, что слабый и схематичный сценарий можно
насытить по ходу фильма. Как показывает жизнь, так никогда не бывает. К
сожалению, «Крысоловка» могла бы стать просто отличной картиной, если бы
ее создатели удосужились сдобрить вроде как взятый из реальной жизни
сюжет творческой фантазией, которая придала бы ему немного
увлекательности и драматичности.
Сейчас же кажется, что формат полнометражного фильма достигнут за счет
растягивания (более чем на 45 минут) экспозиции, и к тому времени, когда
закручивается интрига (выясняется, что деньги политика исчезли), весь
накал страстей и психология сходят на нет — в напоминающих пытки
чилийских узников растянутых постановочных сценах и невыразительных
эпизодах с тремя наделавшими в штаны заключенными.
Какую великолепную политическую интригу и какое достойное криминальной драмы напряжение можно было бы здесь создать!
Почему наши режиссеры забывают о том, что напряжение в картине можно
нагнетать параллельно с развитием действия, что существует зритель, на
эмоциях которого можно играть, вызывая в его душе страх и ужас и
заставляя его сопереживать героям. Ведь драматический арсенал создателей
боевика так обширен!
Стоило бы получше поискать — особенно в отношении игры страстей. «Крысоловка», несомненно, превосходит «Красную ртуть». Режиссер ощущает
себя на съемочной площадке гораздо свободнее, у него есть острый взгляд
и чувство юмора.
«Крысоловка» не вызывает у зрителя ощущения мучительной боли или
неловкости, но и сопереживания по отношению к кому-либо из героев тоже
не возникает. Для этого их просто оказывается слишком много…
Кажется, что Пуустусмаа как режиссер совсем неплох, однако пока все его
фильмы страдают слабостью драматургии, которая и приводит к тому, что в
крысоловку попадает мышь…
Фильм
«Крысоловка» Эстония-Россия, 2011 Режиссер: Андрес Пуустусмаа Сценарист: Тигран Агавелян Оператор: Тимо Сальминен В ролях: Майт Мальмстен, Кирилл Кяро, Наталья Мурина-Пуустусмаа, Илья Нартов, Тыну Карк и др.