Андрес Пуустусмаа: «В России работать проще и интересней»
Постановщик фильмов «18-14», «Красный жемчуг любви», «Волшебник»
Андрес Пуустусмаа впервые снял картину в Эстонии. Премьера фильма
«Красная ртуть» состоится в апреле, а режиссер уже готов приступить к
новой работе.
История, которая должна зацепить
- Вы работаете в Эстонии и в Москве. Это достаточно сложно,
особенно в наше время, ведь так?
- Кино вообще снимается там, где это возможно. Сейчас в России из-за
кризиса многие картины закрыли, заморозили. Но появилась возможность
заняться этим делом здесь - и скоро на экран выйдет фильм «Красная
ртуть».
- Книга имела большой успех. Чем лично Вас привлекла эта история?
- На самом деле для меня это слишком тривиальная история – бандюки и
менты. Ну, не цепляет это меня! И когда я прочитал книгу первый раз, я
даже отказался снимать, поскольку не мог понять, что же мне там близко,
что меня может взволновать. Понятно, страшные 90-е, можно было сделать
социальный фильм, но для меня самое важное - люди и их отношения. Однако
потихоньку, как мне кажется, нашел – не вопросы и не ответы, а взгляд
со стороны на то, что происходит с этими, по сути, несчастными людьми.
- Безусловно, Андрес Анвельт написал очень честный роман.
- Честный и искренний. И я старался найти отправные точки: почему эти
люди оказались в такой ситуации? И главное было – найти правильный
киноязык этой истории. Однако картина еще не вышла, а мы уже о ней
говорим. Это неправильно.
- Неправильно – из суеверия? Или неправильно потому, что Вы
критично к себе относитесь и знаете, что это, скажем так, не совсем то,
что Вы хотели бы снять?
- Я действительно критично к себе отношусь, это не кокетство. И это
не мой фильм. Нет, естественно, это «мой ребенок», и в этом смысле фильм
- мой. Но сама тема – нет, не мое. И я еще не сделал фильм, про который
твердо мог бы сказать: да, это то, что я по-настоящему желал сделать.
- А Вы представляете себе, что именно желали бы сделать? А то,
знаете, бывает так: я хочу нечто такое, что пока еще даже для себя не
сформулировал.
- Конечно, представляю. Дай Бог, в конце апреля начнутся съемки – вот
это, знаю точно, моя история, история, которую я хочу рассказать на
экране.
- И Вы, конечно, не скажете, что это за история.
- Не скажу.
- А жанр?
- Жанр? Мы долго думали, спорили, что же это за жанр такой. Если по
первому слою, можно сказать, что это криминальная драма. Но я бы назвал
это психологическим триллером – то, что мне очень интересно. И вторая
работа – сценарий, которым давно живу, его написали наш Эрвин Ыунапуу и
москвич Андрей Федоричев. Называется «Гурман». Это потрясающая история!
Если я когда-нибудь это сниму, можно будет сказать: все, уже все
сделано, больше ничего не надо. Можно уходить обратно в театр.
Роман с российским кино
- Итак, Вы взялись снимать «Красную ртуть» в Эстонии, потому что
из-за кризиса в России сейчас что-то вроде антракта. Стало быть, в
основном, Вы снимаете в России…...
- Так получилось.
- Вас там не обижают?
- Нет, не обижают, наоборот...… Хотя были моменты. Но продюсеров,
которые любят кидать, хитрить, воровать, везде хватает. Впрочем, это их
проблема. Думаю, что никто не останется безнаказанным.
- Можете не сомневаться!
- И все плохое, что ты делаешь, обязательно вернется к тебе обратно.
Вот насчет хорошего - не знаю. Но так получилось, что в России меня
приглашают снимать, и есть работа, и я этому рад, поскольку стараюсь
постоянно совершенствоваться в профессии. Здесь это сложно. Не только
из-за денег, которых нет, - нет традиций! В Эстонии нет кинотрадиций,
нет кинокультуры. Меня сейчас за эти слова будут ругать, но ведь
действительно - нет. Потому что все, что было прежде, делалось на базе
советского кино и мастерами, которые творили в те годы. То, что мы имеем
в эстонском кинематографе сегодня, это только начало. И все очень
сложно. Сложно найти людей, с которыми ты можешь взять на себя какие-то
риски. В России это проще. Если идея нравится, если видят в ней смысл -
рискуют и делают кино. Это понятно: рынок больше, можно рисковать. А
здесь – нет! Здесь боятся. Стараются сразу попасть в «десятку», чтобы
все было по максимуму. И эта нервозность расслабляет историю. Я понятно
говорю?
- Очень понятно. Когда человек психует, он на 50 процентов
проигрывает сразу, потому что все силы уходят на нервотрепку. Иногда,
правда, это мобилизует, но до известной степени, не более того.
- Пожалуй.
- А с чего начался Ваш роман с российским кино? Видимо, вписаться в
чужую стихию было совсем не просто? Даже у меня иногда спрашивают: как
ты там живешь? В смысле, как вообще могу здесь жить. Хотя я, в принципе,
общаюсь только с близкими людьми, и они прекрасно знают ответ на этот
вопрос. А тут: здрасьте, я тут буду с вами работать, буду снимать у вас
кино. Или Вас позвали?
- Да, позвали. И это было счастье, что мне помогла фортуна. Я поехал в
Москву учиться, поскольку в театре уже было душно, и я очень хотел
работать в кино. Я знал, что это такое, потому что к тому времени был
ассистентом на разных фильмах, представлял, что такое площадка, что
такое кино. Так оно и пошло. Звучит, конечно, банально, но я старался. Я
действительно старался заниматься этим делом. Два года Высших
режиссерских курсов в Москве – достаточно хороший опыт для уже взрослых
людей, которые туда попадают и хотят серьезно заниматься кино. И мне
повезло: у меня были замечательные мастера - Эмиль Лотяну и Андрей
Добровольский. Это старая школа, и работали с нами так, что кровь из
носу. Те, кто остались до конца, они сейчас и работают. Нас, конечно,
немного осталось, но мы гордимся друг другом: это потрясающие друзья,
замечательные люди, и общаемся мы постоянно. Недавно один человек
спросил у меня: «Андрес, у тебя друзья там или здесь?». Так вот, здесь, в
Таллине, у меня два друга, а там, думаю, пять-шесть точно. Я не имею в
виду приятелей-знакомых, но друзей - как ни странно, там больше. И когда
я там долго нахожусь, конечно, хочется домой, к семье, очень тяжело
жить с ними в разлуке. Это то, что касается личной жизни. Но сейчас я
здесь уже несколько месяцев, из-за «Красной ртути» постоянно находился в
Таллине, и это долгий срок. Ведь 8 лет я практически жил только в
России, и мне теперь не хватает – нет, не открытого русского характера,
не люблю я эти клише – не хватает искреннего общения. Слишком много
злости здесь, слишком много бессмысленной ревности – непонятно, зачем.
Но это типичный эстонский менталитет.
- Уверяю Вас, нет. Это просто издержки жизни в маленькой стране. В
других небольших странах все то же самое, потому что, как мне кажется,
на небольшом пространстве есть все то же, что на большом, только оно
очень сконцентрировано.
- Почему я так критично говорю? Потому что люблю свою страну. И
считаю себя намного большим патриотом, чем некоторые там, на Тоомпеа,
изо всех сил стучащие себя кулаком в грудь. И не то чтобы я очень хвалю
Россию, ведь круг, в котором живу, на самом деле достаточно узкий: люди
внутри студии и вокруг студии. Мы вместе работаем, мы делаем (во всяком
случае, стараемся делать) кино - для зрителя. Неважно, какой
национальности человек, самое главное – чтобы он его понял.
Главная роль для жены-актрисы
- Ваша жена – актриса Русского театра Наталья Мурина-Пуустусмаа.
- Да.
- Такая красивая.
- Да.
- Очень одаренная.
- Да...
- Почему Вы не снимаете ее в главных ролях? Все режиссеры обязаны
снимать своих жен. Особенно, если они того достойны.
- Да.
- И Ваш учитель, ваш мастер, Эмиль Лотяну…
- Да, да…
- Только свою жену, Галину Беляеву, и снимал. Более того, вылепил
из нее хорошую актрису.
- Да…
- Надо равняться на лучшие образцы.
- Сложный момент... Хотя нет, не сложный. Мы дома это обсуждали,
кстати, довольно эмоционально.
- Если она на Вас обижается, то вполне справедливо.
- Ну, конечно, обижалась. Но я такой тупой: если не вижу, что этот
персонаж должен быть вот таким и никаким другим, то нет смысла со мной
спорить. Я не приглашаю человека в свой фильм или в группу потому, что
это родственник или близкий человек. Это зависит от истории, от
внутреннего состояния. Процесс работы над фильмом длится где-то год, и я
меняюсь каждый год, в зависимости от истории. И сейчас я двигаюсь в
сторону темы, о которой мы говорим: в фильме, который в конце апреля,
надеюсь, начнем снимать, у Наташи будет главная роль.
- Наконец!
- И я рад этому. Потому что это ее роль, стопроцентно! Она теперь
абсолютно готова. Но вообще она снималась у меня в эпизодах.
«Смотри в зеркало!»
- А если ваш ребенок, когда вырастет, скажет: хочу быть
режиссером. Вы что в ответ?
- Да ради Бога, я не против.
- Хорошая профессия?
- Ох, это такой большой риск, такой большой риск! Ты свободный
человек, но как бы свободный человек... Кинооператор – очень хорошая
профессия: всегда есть хлеб, всегда есть работа. А вот если он захочет
стать артистом, тут бы я попросил его подумать несколько раз: надо ли
портить себе жизнь?
- Все-таки?
- (смеется) Вы знаете, так странно: я часто хожу в Эстонский
драмтеатр пить кофе, по привычке, все-таки девять лет работал там
актером – и так тянет на сцену!
- На сцену?
- Ой, как тянет! Смотришь на сцену, видишь своих друзей, они там пьют
кофе, разговаривают, волнуются, нервничают... Это такое родное.
- Значит, Вам нужно сыграть на сцене – и успокоиться.
- Очень хочется. В кино есть какие-то эпизоды, иногда. Сейчас, честно
говоря, сам попросил Сергея Снежкина, замечательного питерского
режиссера, который начинает снимать «Белую гвардию»: «Дай мне,
пожалуйста, хоть что-то!». Он говорит: «Конечно. Там есть один немец –
пожалуйста». – «Да я всегда немцев, финнов! Дай русского сыграть!». Он
принес зеркало: «Какого русского? Смотри сюда!». Но я рад, что есть хоть
такая возможность. Это тоже большой опыт – быть на площадке рядом с
таким мастером, общаться с ним, разговаривать. Большая школа.