Первый из пяти фильмов, который работающий
в России Андрес Пуустусмаа снял в Эстонии — это «Красная ртуть». Что
именно заинтересовало его в мире торговцев металлом начала 1990-х, он
расскажет перед премьерой картины в пятницу. - Ровно
год назад, еще до съемок «Красной ртути» мы писали, что Андрес
Пуустусмаа снимает продолжение российского патриотического блокбастера
«Мы из будущего». Картина вышла на экраны два месяца назад, однако в
титрах вашего имени нет. Что случилось?
- Я оттуда ушел.
Это было ужасно — заказ коммунистов, в чем я изначально не отдавал себе
отчета. Сценарий был как сценарий, но мне обещали, что я смогу его
менять. Однако этого не было, контроль был жестким. Я снимал две
недели, потом нервы не выдержали. И я оказался не единственным —
режиссеры менялись трижды. Фильм досняли один каскадер и продюсер.
- «Московский
комсомолец» распространил слух о том, что Пуустусмаа не стал особо
демонстрировать солдат в немецких мундирах и показал, что им тоже не
чуждо достоинство и сострадание. И это продюсерам не понравилось.
- Это
правда. В том числе и эстонцев в немецких мундирах — они ведь тоже
сражались в 1944 году на Украинском фронте — кстати, я привез на съемки
Хендрика Тоомпере младшего и его однокурсников, я преподавал им. Они
играли хорошо, достойно. Не знаю, попали ли они в картину. Часть сцен
потом пересняли.
Что касается ухода, то мы договорились — я не хочу снимать такой фильм и они согласились с этим. Скандала не было.
- Поясним
читателям. В картине четыре молодых человека, двое русских и двое
украинцев из нынешнего дня попадают в прошлое, на сей раз на Западную
Украину, где украинцы в немецких мундирах оказывали отчаянное
сопротивление наступающим советским войскам. Разумеется,
украинский национализм становится объектом осуждения. Как я читал,
Украина, кажется, отказалась пускать такую ерунду в прокат?
- Да, это так — украинцев обидели. Мы бы тоже обиделись. Все-таки такая интерпретация истории крайне провокативна. - 1,4 миллиона зрителей и восемь миллионов долларов от продаж билетов в России все-таки тоже реальность.
- Ну и ладно, главное, чтобы я был честен перед самим собой.
- Вы
задним числом не жалеете о своих решениях? О том, что ни один из тех
фильмов, которые вы снимали в России, не был, так сказать, своим —
таким, чтобы заниматься в нем своим собственным делом — все это
продюсерские или т.н. заказные фильмы. Почему вообще такие предпочтения?
- Видимо, все дело в том, что я слишком непостоянен и в каких-то вещах внутренне не уверен. Всеяден. Но жалеть не о чем.
Слушайте,
но ведь заказные работы делали и раньше, и будут делать. Я достаточно
настойчив и упрям и верю: когда-нибудь я сделаю что-то такое, за что в
дальнейшем мне не придется самого себя упрекать. Кроме того, у меня
достаточно амбиций.
- Куда можно было бы поместить по этой шкале «Красную ртуть»?
- Это
тоже заказ. Чтобы я как постановщик сделал из этого хороший или хотя бы
приличный фильм. Могу сказать, что «Красная ртуть» совершенно честный
фильм, в который я попытался вложить самого себя. И очень надеюсь, что
это будет заметно.
- Книгу вы впервые прочитали тогда, когда получили предложение?
- Да.
Я сказал Анвельту (Андрес Анвельт, сценарист «Красной ртути». — Ред.),
кажется, еще при первой нашей встрече, что после нее я заболел. Целую
неделю валялся с температурой под 40. Я был совершенно разбит.
- Так подействовала эта книга?
- Ну
да, я не понимал, что же я должен делать. С одной стороны, зрелищная и
захватывающая история о преступниках и полицейских, с другой — история
жестких человеческих отношений. Словно два разных фильма в одном. Я
попытался их объединить, но не уверен, что это удалось.
Может быть, и правда, надо было отнестись к этому проще. Смотрите, что делает с людьми красная ртуть. Она и меня уделала.
Для
меня здесь самое важное — это бездушие людей. У героев есть возможность
выбора, но они не пользуются этим, все идет как идет. Да и сделать
другому больно для людей стало так привычно... Словно это норма.
Видимо,
через героев я пытаюсь разобраться в самом себе. Я попытался изгнать из
себя какие-то совершенно неприемлемые решения и поступки, которые я
совершал.
И актеры тоже привнесли много своего, именно личные
истории, страсти. Мне хотелось, чтобы мы не играли в какие-то игры в
преступников и полицейских. И вообще, я не ставил целью показать
какое-то конкретное время. Да, это 1990-е годы, но это не так уж и
важно.
- Фильм идет всего полтора часа, хотя сама книга достойна сериала.
- Это
действительно довольно беглый взгляд на книгу. Формат сериала был бы
вполне уместен, но это предполагало бы соответствующее финансирование.
Хотя мы снимали картину, как сериал. 34 съемочных дня. 65 объектов.
Более 40 актеров. Жуть!
- Актеры, судя по перечню, просто супер! Даже легенда российского экрана Александр Баширов задействован.
- Да,
это было одним из моих условий — чтобы я мог сам выбирать актеров. При
достаточно ограниченных возможностях они были реализованы максимально.
Я
очень доволен, что сам Анвельт всей душой сопереживал всему процессу.
Если бы и продюсеры работали так же, то многие фильмы получались бы
совершенно иными. Я вижу в нем перспективу, сам он тоже очень
заинтересован в сценарном деле. Посмотрим, чем все это обернется.
Хочется
похвалить и эстонскую съемочную группу. Вместе с Майтом (Майт Мяэкиви,
оператор «Красной ртути». — Ред.) мы уже начинаем делать следующий
фильм.
- И что же это будет?
- Называется «Ловушка для крыс», криминальная драма о современной Эстонии. Съемки, если все будет хорошо, начнутся уже в июне.
- Удачи на съемках!
«Красная ртуть»
·
Действие фильма разворачивается в Эстонии в начале 1990-х годов, когда
торговля цветными металлами процветала и позволяла быстро разбогатеть. ·
Картина основана на романе бывшего сотрудника уголовной полиции
Андреса Анвельта, по мотивам которого сам автор создал сценарий. ·
Режиссер Андрес Пуустусмаа, оператор Майт Мяэкиви, художник Эрвин Х.
Сеппель. В ролях: Мярт Аванди, Юхан Ульфсак, Пеэтер Оя, Майт Малмстен,
Лембит Ульфсак и др. Производство Taska Film.