Спектакль Оксаны Титовой «Маленький принц» можно назвать первой
ласточкой, открывающей новый цикл современных танцевальных постановок в
театре «Эстония» — «PööningTants» («Танец на чердаке»).
Этот цикл спектаклей задуман с целью сгладить институциональные,
идеологические и хореографические границы между классическим балетом и
танцем модерн, которые слишком глубоко укоренились в танцевальной
картине Эстонии.
Танец модерн сам по себе достиг таких высот, что Национальная опера
отводит ему в своей структуре постоянное место. С новым циклом
связываются определенные надежды — что он обогатит репертуар «Эстонии» и
расширит возможности балетной труппы театра.
Итак, современный танец занял свое место, современный танец приручен.
Первый результат практической реализации поставленной цели представляет
собой не балансирование на грани перфоманса и искусства, родившееся из
духа протеста, а весьма крепкую танцевальную постановку.
Где-то за углом
И все-таки танец модерн, даже поселившись в «Эстонии», сохраняет
некоторые черты маргинальности — премьера «Маленького принца» прошла в
камерном зале театра, в то время как на сцене большого зала с красными
ковровыми дорожками, под звон бокалов с шампанским шла «Кармен». В
Национальной опере танец модерн еще малыш и помещен где-то за углом.
Как постановка «Маленький принц» содержит ряд перспективных моментов. В ней задействована та же команда, что и в титулованном «Гамлете» —
звуковой фон, органично подчеркивающий хореографию Оксаны Титовой, на
месте микширует Таави Керикмяэ; в дуэте со сценическим действием танцует
видеоряд Андреса Тенусаара; в целом скромное оформление костюмов и
сцены, выполненное Эло Сооде, позволяет в конце представления эффектно
ввести «deus ex machina» («Бог из машины»).
А ощущение яркого звездного неба и песков пустыни в «Маленьком принце» помогает создать световое оформление Антона Кулагина.
Звуки, видео, движения и реквизит сталкиваются, переплетаются,
перетекают друг в друга. К сожалению, этого нельзя сказать о
мизансценах, поэтому «Маленький принц» смотрится как череда картинок,
вырванных из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери.
Правда, в этих картинках можно найти много интересного. Будь то игры с
удавом, находчиво вылепленные из синхронного использования танца и
видео, или спрятанная под стеклянным куполом роза, которую в танце
визуализируют при помощи пластиковой воронки на шее танцора.
Очевидно, что у создателей есть и способности, и средства, и
возможности, но чего-то все-таки не хватает. Во время представления я
вдруг поймала себя на мысли: что изменится, если исключить из
представления хореографию, заменить танцоров на актеров, а их движения —
на обычное действо? Изменится ли вообще что-то?
Хореографу следует отдать должное: танцовщики классической школы — Эве
Андре, Робби Берд, Сэм Браун, Даниэль Кирспуу, Нанае Маруяма, Марика
Муйсте и Хелен Вейдебаум — действительно двигаются совершенно по-иному, и
образы варьируются от сцен с драками до ползания в спальном мешке
подобно гусенице.
Преодоление классической техники, усвоенной танцовщиками, безусловно,
является чрезвычайно сложной задачей, и тут надо сказать, что то, как
они двигаются, в целом достойно всяческих похвал. За исключением
эмоционального соло лисьего хвоста в исполнении Эве Андре — крепкие тела
танцовщиков выглядят какими-то чужими в сияющем и ясном мире
«Маленького принца».
Красивые, но пустые
Тут вопрос, скорее, в способе чувствования и мышления, и одного только внешне красивого исполнения явно недостаточно.
Если парафразировать самого Антуана де Сент-Экзюпери, то движение нужно заполнить чем-то, что можно увидеть только сердцем.
Его нужно укротить — приручить танец и почувствовать себя в ответе за
него. В противном случае Маленький принц мог бы упрекнуть танцоров в
том же, в чем он упрекал розы, цветущие в саду — вы красивые, но пустые.
Поэтому танцорам Национальной оперы можно только пожелать сил в приручении современного танца.
Спектакль
«Маленький принц» Хореограф-постановщик: Оксана Титова Композитор: Таави Керикмяэ Художник: Эло Сооде, видео: Андрес Тенусаар, свет: Антон Кулагин Премьера 2 июня в камерном зале театра «Эстония»