С пятницы в Kumu открыта выставка современного искусства Дании
«Spatium», которая, как явствует из названия, уделяет особое внимание
пространству как таковому. Известный мастер аудиоинсталляции Якоб
Киркегард представил в музее две свои работы, посвященные атомной
энергии, — «Полынь» и «Четыре комнаты».
Звуковая инсталляция обретает все более широкое значение в мире
искусства: в 2010 году самая престижная в области искусства премия
Тернера была присуждена шотландской художнице Сьюзан Филипс именно за
аудиоинсталляцию.
Вхожу в Kumu и чувствую, что с пространством что-то не так.
Якоб, как называется это воющее произведение?
«Koirohi» («Полынь»). Я дал своей работе эстонское название, потому что
она связана, с одной стороны, с Эстонией, а с другой — со второй
работой, которую я экспонирую в Kumu и которая посвящена теме Чернобыля.
Там вся земля покрыта полынью, потому это место и получило такое
название.
Несколько лет назад мой друг побывал в Чернобыле, причем ездил туда в моих башмаках. Иногда я даже ношу эту обувь.
Друг привез тебе башмаки обратно? Очень плохой друг. Самая сильная
радиация именно на поверхности земли, поэтому обувь советуют сразу же
выбрасывать после возвращения. (Смеется.)
Чернобыль для эстонцев, скажем так, на уровне коллективного
подсознания, видимо, занимает довольно важное место. Значит, поэтому вы
выбрали для демонстрации в Kumu произведение, связанное именно с
Чернобылем?
Коллективное подсознание является в данном случае очень подходящим
словом, и эта тема меня очень интересует. Когда я занимаюсь дизайном
звука в пространстве, то вижу, что человек поначалу не замечает никаких
звуков. Все зависит от того, насколько ты внимателен к миру звуков.
Обычно, отправляясь на художественную выставку или в музей, ты уже
заранее защищаешься от искусства, смотришь на картину, и у тебя уже
возникает какая-то предвзятость, ты уже чувствуешь, понравится она тебе
или нет. По-моему, это немного скучное дело.
Своими работами и конкретно «Полынью» я пытаюсь выйти куда-то за
пределы человека, если можно так сказать. Мне нравится идея, что
произведение искусства должно быть пережито человеком, однако на это не
всегда обращают внимание или же это замечается как-то подсознательно.
Звук для «Полыни» я записал на финской атомной электростанции Олкилуото, которая расположена совсем недалеко от Эстонии.
Доносящийся звук является гулом турбин и труб, которые там работают и
создают излучение — это звук распада атомов. Так что в каком-то смысле
это и есть нечто такое, что откуда-то закрадывается к нам в подсознание.
Идея «Полыни» пришла мне в голову в прошлом году, когда в Японии
произошло несколько аварий на атомной станции. Тогда и возник план
разыграть это вместе с работой о Чернобыле.
Ваши работы находятся где-то на границе искусства и науки.
Можно и так сказать, хотя я не ищу ответов. Наука тоже ищет мистерии,
но пытается что-то выяснить или придумать. Я не пытаюсь ничего выяснять.
Какова же ваша цель?
С одной стороны, конечно, это восприятие мира с помощью звуков, а с
другой — это различные уровни или ступени звуков. Возьмем, например,
Кати (указывает на куратора Kumu Кати Ильвес. — Я.А.). Сейчас мы видим
одну Кати, но на самом деле, если мы заглянем внутрь, то это что-то
гораздо более сложное. Все зависит от того, как мы воспринимаем мир.
Давайте возьмем ту же самую атомную энергию. Ведь большинство людей не
знает, что это за штука. В каком-то смысле запись подобных процессов и
их экспонирование помогают понять многие важные для нас современные
явления.
Вы записываете пространства, делаете их слышимыми. Иногда с
этим связывают определенные импульсы оккультизма, наделение видимостью
невидимых реальностей. Так можно до призраков договориться.
Нет, призраки меня не интересуют. Когда я был в 2006 году в Чернобыле,
мне рассказывали о привидениях. Спрашивали, не ходил ли я ловить
призраков. Не ходил.
Выставка
«Spatium». Современное искусство Дании Художники: Якоб Киркегард, Тове Сторх, Леа Порсагер, Якоб Йессен и др. Куратор: Мариа Кьяр Темсен Открыта в Kumu до 13 мая 2012 года