Габриэль Суперфин – фигура легендарная в околотартуских кругах.
Диссидент, лагерник, один из авторов «Хроники текущих событий», ученик
Юрия Лотмана, отчисленный из Тартуского университета по приказу КГБ,
консультант Солженицына при работе над «Красным колесом», архивариус
Исторического архива в Институте изучения Восточной Европы при
Бременском университете и человек, которого президент Ильвес,
подписавший коллективное письмо "в защиту" вместе с другими коллегами,
когда-то спас от увольнения с радио «Свобода». Находясь в Таллинне, он
дал интервью DzD. Остров свободы или город утрат? - Вы приехали в Таллиннский университет работать в Лотмановском
архиве в качестве лотмановского стипендиата. Что вас привлекло сюда?
- Мой заочный знакомый, живущий в Бостоне, когда-то пытался стать
студентом Тартуского университета. Но вместо поступления его забрали в
вытрезвитель, и он был уверен, что забрали его туда не потому, что он
был пьян, а потому, что его не хотели принимать. Он был сыном тогдашнего
политзаключенного и сам был не чужд диссидентским делам. Его звали
Виктор Павленков и жил он в городе Горьком. Он не поступил, покрутился
еще в Тарту, который показался ему изумительно свободным городом, не
таким, как другие советские города и, тем более, захолустный Горький.
Через какое-то время его родители решили побыстрее уехать, чтобы сын не
сел в тюрьму. Так он стал эмигрантом, много путешествовал – по складу
характера он был кем-то вроде хиппи - и в каком-то из своих заездов в
Эстонию в 1990-х годах он познакомился с сотрудницей городского музея и
предложил ей устроить выставку под глупым названием «Тарту – остров
свободы». Спустя 10-15 лет Тартуский городской музей решил, что пора
такую выставку устроить. Правда, дальше археологических раскопок,
геноцида эстонского народа и депортаций музей не ушел… - То есть вы готовите сейчас выставку о Тарту?
- Да, только я попросил поставить к ее названию «Тарту – остров свободы?» знак вопроса, чтобы было более адекватно. - Чему конкретно она будет посвящена?
- Будет ли вообще – пока известно не на 100%. Сначала на все это вообще
не было денег. Потом оказалось, что мою архивную работу в Эстонии может
финансировать Лотмановский фонд, так что я занимаюсь в архиве и
параллельно не забываю о проекте выставки. Теоретически она должна
открыться в октябре в Тартуском городском музее, вернее, в его отделении
«Музей камер КГБ». План выставки уже составлен, ее основная идея
заключается в том, чтобы рассказать, чем привлекал Тарту людей в
Советском Союзе. Особенно мне бы хотелось, конечно, рассказать о 1968
годе в Тарту – тогда происходившее в Чехословакии очень сблизило
тартуских русских и эстонцев...
Я думал обойти Лотмана, задеть его лишь косвенно, но ничего подобного у
меня не вышло. Благодаря архиву я увидел, что к нему, как к гуру,
обращались очень многие люди, связанные с неофициальной культурой, – за
советом, за помощью… Можно только схватиться за голову и пожалеть его –
кто к нему только не обращался! - А вы сами обращались к нему за помощью?
- Только в том смысле, что я у него учился. - Кем он был для вас?
- Я никогда не мог назвать Лотмана учителем, так как пришел в
университет довольно сформированным. Мне был 21 год, я считал, что мои
взгляды уже сформировались, и знал, чем хочу заниматься. Просто
атмосфера его семинара по истории меня удивила. До того я истории вообще
избегал, мне казалось, что история – это сплошная ложь, и не надо о ней
вообще думать. А тут оказалось, что серьезные проблемы – это и
декабризм, и Пушкин… И я начал этим заниматься. И еще фольклором – то
есть тем, чем раньше и предположить не мог. В этом смысле Лотман
все-таки был учителем, но особого внимания он на меня не обращал,
поскольку ему было нечего из меня лепить. Но в любом случае, он поражал
своим терпимым отношением к ученикам. - Это было редкостью?
- Этого в принципе не предполагалось! И очень контрастировало с тем,
что существовало повсеместно. Вообще Тарту для меня стал местом
выработки постоянной оппозиции ко всему. В Советском Союзе он был чем-то
исключительным – в том числе из-за семиотики. Но чувствовалось, что
постоянное употребление слов «структура» и «семиотика» уже надоедало,
это вызывало во мне протест. И как раз в среде увлеченных семиотикой
возникло студенческое движение «назад к факту». Мы считали, что
теоретические гипотезы Лотмана ложные, но они провоцируют на поиски
истины. В диссиденты ради исследовательского азарта - Насколько естественным для вас был переход от «постоянной оппозиции ко всему» к политическому диссидентству?
- Это было совершенно естественно. 1967 год был переломным, а 1968-й –
особенно. Были аресты людей из близкого круга, надо было как-то
откликаться на это, быть вовлеченным в эти события. Если бы я тогда от
науки не отвлекся, может быть, я бы еще смог стать чем-то, но я не мог,
да и любопытство не позволяло. Я легко вошел в диссидентство. Не люблю
заниматься политикой и общественной деятельностью, но психологически я,
конечно, инакомыслящий. - Когда вы работали над «Хроникой текущих событий», в этом
больше проявлялся юношеский максимализм, желание донести правду для
потомков или открыть ее Западу?
- Исследовательский азарт! Мне не хотелось заниматься пафосными вещами,
я хотел углубиться в факт, вскрыть его, зафиксировать. Мной двигала не
ненависть к советской власти – это был уже почти пройденный этап. Я
утверждал ценность каждого исторического факта, и меня больше
интересовало, как этот факт вставить в "Хронику". Мне хотелось, чтобы
она звучала максимально без эмоций. - Отличаются ли нынешние правозащитники от тогдашних диссидентов?
- Я знаю нынешних правозащитников в «Мемориале». Мне кажется, что они
не просто профессионалы, а убежденные люди. И если поставить их в те же
условия, в которых жили диссиденты, они поведут себя так же, и окажется,
что это честные люди. - Солженицын был для вас авторитетом?
- Да, был и остается. Я дружил с его женой и приехал к нему на дачу по
его просьбе, перед арестом. Хотя дружеских отношений у меня с ним
никогда не было. Не могу сказать, что во всем был с ним согласен, но его
интуиция и умение сказать кратко то, что нужно было сказать, меня
привлекали. Передо мной был страшно энергичный, взрывной человек,
живчик, это очень подкупало. Поздний Солженицын с его
государственничеством – совсем другое дело, и мне бы не хотелось об этом
говорить. Замысловатые сюжеты - Что дает вам работа в архивах?
- Удовольствие. Кому-то это кажется занудным, но это как с книгами –
100 документов малоинтересны, а 101-й кажется забавным. Вот вчера,
например, я смотрел папку дел в Государственном архиве – акты об
уничтожении дел-формуляров в МВД периода перехода от Берии к
послесталинскому времени. Попался акт на человека 1917 года рождения: в
12 лет у него в кармане нашли стихи антисоветского содержания, в 1935
году этот мальчик уже в техникуме высказывал «неправдоподобные доводы о
причинах убийства Кирова», в 1945 году он оказался старшим инженером на
строительстве морского узла в Таллинне, а в 1946 он уехал, и его следы
теряются. Довольно живые сюжеты иногда рисуются. - Вам не приходило в голову писать художественные произведения по мотивам архивных изысканий?
- Приходило. И уходило. Всем невозможно заниматься, а сюжетов таких
тысячи, но этот я записал. Еще я обычно записываю все, что относится к
фольклорной культуре – к рассказчикам анекдотов, распространителям
слухов. С другой стороны, меня интересуют власовцы. - Писатели часто обращаются к вам за консультацией?
- Ни разу. Хотя нет – Улицкая обращалась, когда писала свой
диссидентский роман «Зеленый шатер». Я вообще больше горжусь другими
вещами. Я оживил, например, некоторые документы: в самиздате ходил
текст, который на Запад не передавали, поскольку боялись, что это
подделка – это было письмо Ленина в Политбюро об изъятии церковных
ценностей.
Мы с двумя друзьями, исходя из опубликованных источников, смогли
доказать, что это не поддельное письмо. Тогда я отправил его на Запад
для публикации, и появилась возможность дать в «Хронику» поправку – там
изначально была опечатка в дате, поэтому ничего не получалось, а как
только был правильно установлен месяц, стало ясно, что это подлинный
документ. Довольно страшное, откровенное письмо о том, что нужно как
можно больше расстрелять церковников под предлогом того, что они
сопротивляются изъятию церковных ценностей. Очень сильный документ еще
доархипелаговского времени. Установление его подлинности вызывает у меня
гордость. Вообще жаль, что архивное дело мало преподается. Архивный
документ остраняет информацию, которую человек получает из книг, это
оживление и оживание реальности. - Как вы относитесь к проекту совета по правам человека при
президенте РФ по десталинизации, который предполагает в том числе
открытие советских архивов?
- Все это хорошие слова. Но когда обращаешься в архивы, то
сталкиваешься с проблемой. Я из архивов ФСБ что-то не очень много могу
получить. Там до сих пор действует система «приходи и добивайся нашего
разрешения, а заодно разрешения родственников, да еще пойди поищи этих
родственников». В Европе в этом смысле проще. Хотя и там есть свои
трудности. Меня, например, интересовали вещи нацистского времени, а
нацистская документация очень плохо представлена в архивах. Кажется, что
все замечательно, а элементарных вещей не найти. Структура СА,
например, отрядов штурмовиков – почему номера у этих отрядов были именно
такие? К кому из специалистов ни обращался с этим вопросом - никто не
знает. А мне было важно знать, потому что русские нацисты-эмигранты
вошли в определенный штурмовой отряд. Его, правда, потом закрыли. Культ как культя национальной идеи - Вы следите за тем, что сейчас происходит в России?
- Слежу, но мало что понимаю. Когда я там бываю, я пытаюсь вести себя
как простой обыватель. И мне там многое не нравится: там как будто
извечно существует хамское отношение к человеку, как будто это самая
последняя в мире ценность. - Как вы считаете, откуда сейчас в России взялся культ Сталина? Почему он возрождается?
- А он не пропадал. Население страны живет, видимо, какими-то фазами.
Много лет его портрет вывешивали на лобовых стеклах, потом в Перестройку
все кричали, что Сталин – это плохо. Потом посмотрели, что и нынешние
события плохи, а к этому моменту прошла национальная травма, связанная с
коллективизацией. Да и вообще непонятно, была ли эта травма
национальной – она все-таки была связана именно с сельским населением,
которого практически не осталось. Городское население о травме,
связанной с крестьянством, не помнит. А какую еще травму нанес Сталин?
1937-й год – это слишком небольшой слой пострадавшего населения.
Сталинская травма – неглубокая для собственно русских. Нация должна быть
небольшой, чтобы навсегда запомнить то, что с ней сделали. - Как у эстонцев депортация?
- Конечно. Или как голод у украинцев или Холокост у евреев. А у
русских, сколько я ни пытался расспрашивать, все равно самой сильной
травмой остается воспоминание о коллективизации, послевоенный голод,
может быть – даже не сама война. Хотя, конечно, блокадников здесь
следовало бы выделить как отдельную группу. - Связано ли возрождение культа Сталина в том числе с новой исторической травмой, а именно, с распадом СССР?
- Конечно. - Как пережить эту травму?
- Не знаю. Но я видел простых англичан, которые благополучно пережили
распад Британской империи, хотя, конечно, это тяжело. И меня удивляет,
что многие мои друзья поддались имперскому синдрому. Я сам еще в 70-е
годы писал из ссылки, что Украина должна стать самостоятельной, и все
время допытывался у своих друзей, как они к этой идее относятся. У них
это, конечно, вызывало смех, но это все-таки произошло, и оказалось, что
это очень трудно перенести. - Как вы считаете, насколько этот имперский комплекс силен у нас, у эстонских русских?
- Мне их очень трудно понять. Я не понял до конца, имперский ли это
комплекс. Кажется, здешние русские давно стали чем-то особенным, они и
раньше-то отличались от «российских». А недавно я подумал: если бы они
переехали в Россию, долго ли они смогли бы там находиться? Как пережили
бы встречу со своими родными? Насколько они отдалены от них? А потом
стал разбирать список тех благ, которыми местные русские обладают: дачу
имеешь, живешь не хуже, за границу ездишь, зарплату получаешь не меньше,
чем в России, можешь все, что угодно, говорить и про эстонцев, и про
советскую власть, и про нынешнюю эстонскую. А что плохо? Тебя унижают,
на тебя внимания не обращают? - Дело ведь в том, что пространство этой русскости в Эстонии постоянно сокращается. Начиная с русского образования...
- Я прошел это в Германии, наблюдая за своим сыном, и понял, что с моим
поколением кончается отношение моей семьи к русской культуре. - Это хорошо?
- Если плохо, тогда надо переезжать. Тут у вас ведь еще и другая
проблема – нетерпение эстонцев. Подождали бы не одно поколение, а два, и
вся проблема решилась бы сама собой. - В Германии ведь не настолько велико русское население, она не
граничит с Россией, там нет совершенно русских городов вроде Нарвы –
это же совсем другая ситуация...
- Может быть, имело бы смысл вообще Нарву сделать русским городом, даже
если эстонцы озабочены тем, чтобы сделать ее шведским городком... А
проблема русских, на самом деле, в отличие от малых народов и эстонцев в
том числе, заключается в том, что у них нет никакой национальной идеи и
национального единства. Это, кстати, и в лагере было заметно.
|