Фотовыставка. Дан Миккин предлагает зрителю увидеть Таллинн 1998 года и
12 лет спустя: ракурсы те же, но на месте прежних улиц появились новые.
Идея показать изменение среды, выставив рядом сделанные в разные
периоды времени фотографии одного и того же места, далеко не нова.
Да и в Эстонии это делали уже неоднократно, сразу вспоминаются проекты
Пеэтера Тооминга и недавняя книга Ааре Оландера, посвященная Таллинну.
Выставка дизайнера, создателя брендов и оформителя книг Дана Миккина
построена по тому же принципу, но под его прицел попадает более короткий
временной период — ближайшее прошлое.
Не сто, а всего лишь 12 лет — автор не причисляет себя к нумерологам,
но число 12 — дюжина — показалась ему, когда он начинал работу,
особенным.
И ведь о каких годах идет речь! В основном это годы бума, перетекшего
потом в спад. Рост и развитие города как организма в выставленных рядом
фотографиях.
Автор старался как можно более точно повторить место и композицию
съемки 1998 года, что в некоторых случаях оказалось возможным только
частично — что делать, если вместо пешеходного моста на товарной
железнодорожной станции пришлось ограничиться восхождением на гору шпал,
а на месте киоска, бойко торговавшего гамбургерами возле
Художественной академии, с крыши которой открывался замечательный вид,
теперь стоит офисное здание?
Ретроспективный взгляд
Таллинн 1998 года был городом хаоса и контрастов. Полуразвалившиеся
деревянные домишки лепились рядом со строившимся современным зданием
Ühispank — это было колоссальное для того времени строительство, а
теперь рядом с тогдашним небоскребом высятся могучий Radisson и
башни-близнецы, на фоне которых он совершенно теряется.
Улицы, которых больше нет, и улицы, которых тогда еще не было. Застроенные зданиями пустыри и пустыри, которые остались такими же, как
они и были 12 лет назад, хотя бы то поле на Ласнамяэ, где должен был
вырасти район шикарных домов Лоопеалсе.
Разбитые улицы, как правило, без разметки. Улицы разбиты и сейчас, но по преимуществу теперь на них разметка имеется. Заполненная до краев водой гигантская яма на задах отеля Tallinn,
памятник неосуществившейся мечте еще об одной супергостинце — и та же
яма, уже засыпанная и превращенная в парковку.
Вдруг подумалось о странных само собой образовавшихся сериях фотографий архитектуры, которые коллекционировал классик Юри Окас.
Mиккин не сосредотачивается на странностях, но они есть и в его
фотоснимках, его интересует обычная улица, примерно как в Google View,
просто еще дополненная ретроспективным взглядом.
В нескольких случаях я даже вздрагивал, увидев то, что раньше и не
замечал, например, что какой-то дом стал на этаж выше — речь идет о
надстройках, сделанных с пиететом, с учетом старой архитектуры здания, а
не из стекла и бетона — на контрасте к стилю здания. В старых выполненных дешевыми «мыльницами» фотографиях ощущается какая-то ностальгия, и трудно сказать, откуда она.
Среда и люди
Что касается качества снимков, то если сравнивать их со сделанными
современными цифровыми камерами, то особой разницы не видно. Но в старых
фото чувствуется какая-то странная аура. Отражение эпохи энтузиазма и
упоения. Эпохи, когда все еще впереди.
На самом деле среда рассказывает прежде всего о людях, которые в ней
живут и которую постоянно преображают. Безусловно, деятельность
городских планировщиков и архитекторов важна, но параллельно действуют и
другие, абсолютно стихийные силы. Не все поддается контролю даже в
тоталитарном государстве. Машина времени Дана Миккина напоминает об
этом.
РЕЦЕНЗИЯ
Выставка «Дюжина, или впечатление от Таллинна в мае 1998-го и в мае 2010 года» Фотографии Дана Миккина Открыта до 7 июня в Таллиннском музее фотографии