Главный раввин Эстонии Шмуэль Кот недоумевает, почему в Европе
критично говорят о политике Израиля, тогда как в самой Европе много
проблем.
В интервью Сигрид Кыйв главный раввин Эстонии Шмуэль Кот сказал, что
остается загадкой, почему в Европе так много, причем в критическом
ключе, говорят о проводимой правительством Израиля политике в то время,
как в самой Европе множество проблем.
Как показывают исследования, Эстония наименее религиозная
страна из всех европейских стран. Трудно или легко быть главным духовным
лицом в такой стране?
Эстонцы всюду хотят быть первыми, но этого хотят все народы. Если мы
говорим о вере, то я не соглашусь с этим утверждением. Традиционная
религиозность основана на вере в то, что есть Творец всего сущего.
Думаю, что почти 99 процентов жителей Эстонии верят в Бога. Посмотрите,
как люди реагируют: если что-то случается, говорят «О, боже», когда все
хорошо, говорят «Слава богу». Поминают и черта, и это другая сторона той
же монеты.
Многие верят, что кто-то обладает определенными качествами потому, что
он родился, к примеру, в конце сентября. Это означает, что люди верят в
нечто, что выше земного, вопрос в том, как они это называют.
Что касается влияния религии на повседневную жизнь людей, то в этом
плане Эстония, наверное, действительно, первая в Европе. На мой взгляд,
это — проблема, поскольку вера в Бога, наставления Бога делают жизнь
богаче, а также проще и свободнее. Заповеди Бога не для того, чтобы
ущемлять человека, а для того, чтобы было проще делать выбор. Но если
заповедям следуют выборочно или игнорируют их, то все только
осложняется.
Приведу простой пример. Мы пользуемся Интернетом, общается в социальной
сети Facebook и так далее. Это прекрасно, современные технологии
намного упрощают жизнь. Это так просто — всего пара кликов, и ты имеешь
все ответы, получаешь возможность развлекаться, черпать новые идеи. Но у
евреев есть один свободный день — шаббат, суббота. В этот день мы не
пользуемся Интернетом, не смотрим телевизор. В этот день я не пользуюсь
даже лифтом, хотя живу, например, на шестом этаже.
На позапрошлой неделе состоялся баскетбольный матч между сборными
Эстонии и Израиля. Я не смог его посмотреть, поскольку шаббат
продолжается от захода до захода солнца. В Израиле шаббат уже
закончился, в Эстонии еще продолжался.
Это может показаться неудобным, но на самом деле это удивительный дар:
один день в неделю мы имеем возможность побыть наедине с самим собой или
с семьей, гулять, обсуждать с друзьями важные дела, молиться в
синагоге. Шаббат обязательно подразумевает и общий прием пищи (она
готовится накануне). Если нет прямой угрозы жизни или здоровью, то в
этот день никто даже не звонит по телефону.
Прожить один день без технологий — лично я бы посоветовал это всем
людям, не только евреям. И если один раз в неделю покажется поначалу
сложно, то на первых порах можно постараться прожить один день,
например, раз в месяц: не отвечать на телефон, не пользоваться
Интернетом, не смотреть телевизор. А вместо этого взглянуть на то, что
окружает человека, уверяю, вы увидите много интересного.
Как в иудаизме, так и в исламе существуют свои определенные
правила. Будучи в Эстонии в меньшинстве, насколько сподручно их
придерживаться? Например: Министерство сельского хозяйства с целью внедрения
постановления совета ЕС инициировало поправку к закону, которая
установила бы запрет на убийство животных без усыпления. При этом
разрешение на подобные действия было запрошено за десять лет всего
дважды. Насколько вообще значительна эта проблема?
В период между двух мировых войн в каждой еврейской общине в Эстонии
был один шохет — обученный мужчина, имеющий право убивать животных по
еврейским законам. В Советском Союзе это, разумеется, полностью
запретили. Я знаю людей, которые ездили в Ригу, покупали там курицу, ее
убивали согласно правилам кошерования и привозили сюда обратно. Все это,
разумеется, было незаконным.
Когда Эстония восстановила независимость, установили свободу
вероисповедания, и мы смогли вновь свободно исповедовать свою веру, в
том числе и по части требований к пище. К сожалению, люди отвыкли
требовать подобную пищу и ели все.
За последние десять лет наш приход вырос, люди стали вновь
интересоваться традициями, в том числе и кошерной пищей. Вообще мясо для
этого импортируется в Эстонию из Литвы, Польши и даже из Бельгии. Два
раза мы убивали животных и здесь, но это слишком сложно, проще ввозить.
Согласно еврейской традиции, мы должны, убивая животных, иметь в виду
два очень существенных обстоятельства: всю кровь необходимо выпустить и
животное должно быть здоровым.
Если животное подверглось усыплению, то для нас оно уже здоровым не является. Министерство сельского хозяйства Эстонии в этом отношении проявило
понимание и готово обсуждать как с нашей, так и с мусульманской общиной,
как поступить, чтобы наши пожелания были выполнены и при этом учтены
права животных.
Проблема заключается не столько в законах Эстонии, сколько в том, что
если сегодня запретят убийство не усыпленных животных в Эстонии, то
завтра это запретят в Латвии, потом в Литве и так далее.
И в какой-то момент у нас уже не будет больше разумной возможности
обзаводиться мясом, а останется его лишь заказывать, например, в
Аргентине. Кроме того, я живу в Эстонии, мне здесь нравится и я бы
хотел, чтобы у нас была возможность употреблять в пищу и мясо эстонских
животных.
Защита прав животных важна. Например, согласно еврейской традиции, если
у человека имеется собака, то, приходя домой, ему следует сначала
накормить животное, только потом он может сам приступить к еде.
Осуществляя защиту чьих угодно прав, будь то конфессиональные или
национальные меньшинства, женщины, животные и так далее, это невозможно
делать за счет кого-то другого. Нельзя защищать права женщин за счет
прав детей. Защищая животных, нельзя посягать на свободу
вероисповедания.
Я не думаю, что это самоцель, однако то, что защиту прав желают
расширить, естественно. И наше дело, отстаивая свои права, участвовать в
дискуссиях и находить приемлемые решения. При этом нельзя путать вещи: истязание или убийство животного с
причинением боли в религиозных целях — это проблема. Мы хотим найти
способ, как сохранить права верующих и цели защитников животных.
Еда — тема приятная, однако в целом ситуация в Европе не
вызывает оптимизма. Во многих странах набирает популярность национальный
экстремизм. Параллельно растет и основанный на стереотипах
антисемитизм. Вас не беспокоят эти тенденции?
Так было всегда: когда у соседа нет проблем, то и у тебя все в порядке,
но если у соседа возникают проблемы, то вскоре они станут твоими.
Ситуация в Европе проблематичная, но решить ее могут две вещи.
Во-первых, укрепление правопорядка, в том смысле, чтобы люди не нарушали
закон. Во-вторых — образование.
Мы можем называть это по-разному — «войной против тьмы» или «несущей
свет миссией». Будучи раввином, я уверен, что еврейские общины в Европе
единодушны в том, что война против тьмы — это не наша задача.
Когда газовая фирма рекламирует себя, размещая фотографию
концентрационного лагеря, то мы рассчитываем на реакцию правительства.
Наша задача — нести больше света и добра, чтобы тьма отступила, и именно
этим я занимаюсь, беседуя с вами.
В Эстонии люди не очень сведущи в вопросах иудаизма, и мы, евреи, не
собираемся учить их тому, как следует жить. Но мы можем рассказать о
себе, возможно, вы научитесь чему-то у нас, а мы — у вас. В каждой
общине есть нечто хорошее и ценное, и мы должны делиться этим друг с
другом.
Мне совершенно не нравится, когда начинают искать оправдания
антисемитизму, когда объясняют и обосновывают, значит, соглашаются.
Этому не может быть никакого объяснения. В Европе много и критично говорят о политике правительства Израиля.
Мне непонятно, почему в то время, когда в самой Европе так много
проблем, беспокоятся из-за ситуации там. Положение в Африке или на Кубе
не обсуждают с такой страстью. Какого чуда ждут европейцы от Израиля,
вот что мне непонятно.
Основной упрек — отношение к палестинцам…
Ситуация в Израиле непростая. Об антисемитизме мы уже говорили. Они
такие же семиты, как и мы, в принципе мы родственники. Мы столетиями
жили бок о бок, ни с исторической, ни с религиозной точки зрения у нас
нет ничего друг против друга. В Эстонии, например, мусульманская и
еврейская общины сотрудничают.
Ненависть палестинцев объясняется тем, что у них нет даже свободы
передвижения, и я их понимаю. К сожалению, они сами в этом виноваты.
Нынешняя ситуация сложилась после второй интифады, и она связана с
необходимостью обеспечить в Израиле элементарную безопасность. Но они
становятся все более радикальными, вплоть до того, что их
образовательные программы направлены против Израиля. Так что мы понимаем
их, но у нас нет выбора. И мы три раза в день молимся за мир.
Очень удобно сидеть и рассуждать о ситуации на Ближнем Востоке, о
политике России, о гражданской войне в Сирии, о президентских выборах в
США. Куда сложнее искать решение собственных проблем.
Расскажу одну притчу. Отец сидит дома с больным ребенком, и ребенок все
время о чем-то просит. А у отца нет времени, и он берет карту мира,
разрезает ее на кусочки и говорит ребенку: «Сложи кусочки вместе».
Отец думает, что занял ребенка часа на три, но через 15 минут ребенок
подходит к отцу и говорит: «Я собрал». Отец не верит: «Так быстро собрал
весь мир?» Мальчик отвечает: «Да, это было просто, на другой стороне
картинки было лицо человека».
Отсюда мораль — невозможно исправить весь мир, но если мы действительно хотим изменить мир к лучшему, то начинать нужно с себя.
Что мы можем исправить в Эстонии?
Вы могли бы больше улыбаться. Это очень просто, когда все время светит
солнце, но здесь оно светит не очень часто. Если бы вы были более
дружелюбны друг к другу, больше улыбались, то мир уже изменился бы к
лучшему.
Эфраим Шмуэль Кот
• Родился в 1977 году в Иерусалиме. Его дед был родом из Литвы, семья со стороны матери уже девять поколений живет в Израиле. • Образование получил в Израиле и США, работал с еврейскими общинами в Перу, Боливии и Эквадоре. • В 2000 году был посвящен в раввины, с конца того же года является
главным раввином Эстонии. Первый официальный раввин в Эстонии после
Второй мировой войны. • Шмуэль Кот женат, у него восемь детей.