À Saint-Cloud sur un velo fou – этой французской фразой заканчивается
поэма в прозе Андрея Иванова, русского писателя, живущего в Эстонии и
пишущего о мире, в котором существовать невозможно, но приходится.
В новый сборник Иванова, выпущенный издательством «Авенариус», вошли
три текста, объединенные общим героем – Степаном Ракитиным: повести
«Кризис» и «Холод под сердцем», публиковавшиеся в журналах «Звезда» и
«Новый журнал», и поэма в прозе «Ночь в Сен-Клу».
Эту книгу нельзя пересказать: тексты Иванова отнюдь не бессюжетны, но
сюжет в них – не главное. Достаточно сложно и разобрать «Ночь в Сен-Клу»
на литературные винтики. Можно отметить обороты на грани
стилистического фола а-ля Владимир Набоков, неконтролируемые выплески
ярости а-ля Луи-Фердинанд Селин, потоки сознания а-ля Джеймс Джойс, – но
и это будет мимо. Наконец, сборник Иванова сложно прописать в какой-то
одной культуре. Хотя в сборнике немало страниц посвящено Эстонии, он не
про Эстонию, а равно не про Россию или, скажем, Францию.
Точнее, Эстония тут – часть одинаково неудобоваримого пространства, в
котором живет герой. Таллинн стоит в одном ряду с Москвой, Дельфтом,
Парижем, Амстердамом, Кэрриком, занимая, впрочем, особое место в душе
героя: «О, как в эти минуты я любил мой Таллин! Мой Таллин! Не твой, не
его, не ее, а мой, мой, мой! Не чей-то там... не общий! Не
Таллин-на-всех, а сугубо мой, – ведь он единственный! И никто его у меня
не отнимет... ни политики, ни убийцы... ни экономика, ни кризис... ни
закон о гражданстве... ни всеобщее благоденствие... ни история, ни
наука... ни сума, ни тюрьма... никто и ничто! Для этого им придется
поднатужиться и вырвать мое сердце или хотя бы оставить его».
Вернее всего будет назвать «Ночь в Сен-Клу» хроникой тотального
отвращения. Степан Ракитин – человек глубоко несчастный. Его настоящее
никчемно, прошлое – список потерь, будущее – призрачно и зыбко. Ракитин
беспрерывно перебирает мучительные воспоминания и с холодной яростью
препарирует души окружающих в реальном времени. Ему обрыдло все. Его
мутит от людей. Он сам себе невыносим. Ему страшно. Ему тошно. Эта
экзистенциальная трагедия для писателя куда важнее, чем экономический
кризис, политический цирк и бесконечные реверберации от переноса
Бронзового солдата. Ракитин пытается понять, что делать с самой жизнью.
«Он видел ее достаточно, чтобы сделать вывод: она всюду одинакова: что в
лагере беженцев, что в комнате его отца, что в английском отеле, что в
коридоре биржи труда, в морге, в супермаркете... Жизнь всюду одна и та
же, она пахнет чуть иначе, но течет совершенно одинаково, – безразличный
ко всему живому поток, требующий одного: жертв, жертв, жертв...»
(«Кризис»).
А значит, цель литературы – показать настоящее как можно более
беспристрастно: «История человечества – это история убийства, история
человечества – это история строительства Молоха, который пожирает
планету... Человек – это гоблин, который проглотил волшебную жемчужину и
полагает, что произошел от обезьяны. Было бы слишком просто списать все
преступления на обезьяну! Не выйдет! Литература – так называемая
исповедь человека – сплошная извилистая ложь, кривлянье, потому что все
писаки прячутся да изворачиваются... вместо того, чтобы взять человека,
распластать его на листе, вскрыть и всем явить его подлую душонку!»
(«Холод под сердцем»).
В процессе нравственной вивисекции обнажается много неприглядного, но
местами возникает и нечто прекрасное, чистое, светлое. Хотя выхода с
безумного велодрома, именуемого жизнью, кажется, все-таки нет. «Остается
ползти, стиснув зубы, пробиваться локтями по трупам к своей могиле;
умирать от скуки и одиночества каждый день; карабкаться из последних
сил, с пеной у рта, с надрывом и стоном...» – и, если сам того захочешь,
с толикой любви в уставшей душе.