В апреле нынешнего года в Москве седьмой раз будут вручать
Международную «Русскую премию». Идея проекта принадлежит московскому
литератору Татьяне Восковской, которая сочла важным и нужным обратить
внимание на русских писателей, живущих за пределами России. Проект
поддержал Центр Ельцина.
На сей раз решено во время торжественной церемонии вспомнить самые
разные формы существования неофициальной культуры. Самиздат — когда
запрещенное к изданию произведение печаталось на машинке «Эрика» в пяти
экземплярах (последняя копия бывала совсем «слепой» и нечитаемой) и
затем тайно давалось на прочтение верным знакомым.
Тамиздат — когда запрещенное сочинение передавалось секретно за рубеж и
издавалось там, а потом тайно же завозилось в Советский Союз и опять же
распространялось по верным людям.
Квартирники — выставки живописи и концерты бардов, певших свои
запрещенные песни под гитару; потом эти песни записывались на бобинные
магнитофоны, и их можно было услышать из любого открытого окна.
Подпольные спектакли, фильмы, положенные «на полку»… Вот что писал об
этой культуре Александр Галич:
Время сеет ветры, мечет молнии, Создаёт советы и комиссии, Что ни день — фанфарное безмолвие Славит многодумное безмыслие. Бродит Кривда с полосы на полосу, Делится с соседской Кривдой опытом!. Но гремит — напетое вполголоса, Но гудит — прочитанное шёпотом. Ни партера нет, ни лож, ни яруса, Клака не безумствует припадочно, — Есть магнитофон системы «Яуза», Вот и всё! ...А этого достаточно.
Есть — стоит картина на подрамнике! Есть — отстуканы четыре копии! Есть магнитофон системы «Яуза»! Этого достаточно!
В какой-то мере всякий писатель, претендующий на «Русскую премию»,
очень хорошо понимает сложности и тяготы тех, кто жил в эпоху самиздата.
Я говорю сейчас, разумеется, не о политическом аспекте проблемы.
Мы все пишем и издаем книги не там, где живут наши предполагаемые
читатели; у нас ослаблено чувство контекста русской литературы и
русского языка; у нас, по сути, нет конкуренции в тех местах, где мы
проживаем, а от того нам гораздо проще впасть в провинциальность,
погрязнуть в склоках и выяснениях — кто же является лучшим поэтом из нас
троих, пятерых или двадцати претендентов на почетный титул?
Связь времен
Жить в пространстве другой культуры — это невольно проникаться ее
эстетическими установками, становиться, условно говоря, не столько
русским, сколько общеевропейским писателем.
И при всем при том, как невозможно сейчас представить литературу
советского периода без произведений, выходивших тайно или сохранившихся в
рукописях, так невозможно понять современные процессы в русской
литературе без ее, опять же, условно говоря, эмигрантской составляющей.
Достаточно назвать имена Набокова, Бродского, Довлатова, чтобы все стало
ясно.
К именам этих классиков я бы добавила несколько имен лауреатов «Русской
премии»: Наталья Горбаневская, Борис Херсонский, Дина Рубина, Бахыт
Кенжеев, Марина Палей, Мариам Петросян. В нынешнем году свои работы на
конкурс прислали Юз Алешковский, Саша Соколов, Алексей Цветков и многие
другие известные писатели.
Эстонские русские писатели все время были удачливы на «Русской премии»;
три награды уже уехали в Эстонию, а сейчас в длинный список премии
вошел роман П.И. Филимонова, живущего в Таллинне.
После прочтения конкурсных работ этого года у меня возникло ощущение,
что писатели пришли к выводу о необходимости настаивать на разводе
литературы и жизни — даже без дележа имущества и возможности навещать
совместно нажитых детей.
В отношениях поставлена точка. Жизнь — это место, «где жить нельзя».
Воздвигаются конструкции, опирающиеся на сознательный дальтонизм:
неразличение жизни и смерти, сна и яви, умозрительных цепочек и
лирических ассоциаций.
Предварительные итоги
У многих произведений «большой прозы» есть привкус компьютерной игры:
интересно выстроенная схема, висящая в безвоздушном пространстве и
обжитая сконструированными фигурами роботов или монстров. За ними охотно
следишь, даже испытываешь некоторый азарт, но послевкусия не остается.
Соглашусь с теми коллегами из жюри, кому наиболее значительной
показалась «малая проза». В ней гораздо чаще пейзаж оживлен ростками
реальности. Я, конечно же, имею в виду не приметы времени и места, не
бытовые подробности, но хоть отдаленный намек на мир, где живет и
страдает человек и ищет разделенного одиночества.
Границы поэзии сегодня совершенно размыты — к ней легко относят и
афоризмы, и максимы, и лирические новеллы, и мантры, заклинания, некое
словесное шаманство, которое бывает более или менее удачно. Но есть и
примеры развития классических традиций русской поэзии, хотя, в
большинстве своем, поэты не могут освободиться от влияния Бродского, его
синтаксиса и ритма.
Но в целом можно процитировать Александра Кушнера: «Какое счастье даже панорама /Их недостатков, выстроенных в ряд!»
Сегодня «Русская премия» входит в число самых престижных литературных
конкурсов. Сотни писателей из самых разных стран шлют нам свои
произведения. Поверить в себя. Не затеряться в толпе. Найти
единомышленников. Встретиться с читателем. Писать трудно. Читать трудно. Но это трудное счастье.