Если бы я снимал фильм о Русском музее Эстонии, то начал бы его
с общего плана заброшенного здания в Кадриорге, на ул. Л. Койдула, 23, а
затем дал бы контур этого здания двойной экспозицией, чтобы очертания
призрачно дрожали в таинственном полумраке.
Говорить о призрачности, фантомности музея приходится потому, что до
сих пор он существует в двух ипостасях: некоммерческого объединения
«Русский музей» (MTÜ Vene Muuseum), о создании которого было объявлено в
2001 году (председатель – Сергей Иванов), и фонда «Таллиннский русский
музей» (директор – тот же Сергей Иванов), созданного в прошлом году.
Призрачность еще и в том, что в 2006 году рижская газета «Час»
опубликовала большое интервью с Хейго Сахком, который был директором
музея. Читая его, приходишь к уверенности, что все готово или почти
готово, что музей вот-вот распахнет свои двери перед посетителями, а
открытие всего комплекса намечено на 2011 год, когда к Таллинну перейдет
звание культурной столицы Европы.
2011-й на дворе, здание окончательно обветшало. Некоторое время в нем
действительно шла какая-то работа; на полученные от Евросоюза деньги
художник Сергей Минин реставрировал там ценный иконостас
старообрядческой церкви в Варнья. А потом последовательно вышли из строя
канализация, водопровод, печи… Средств на ремонт у некоммерческого
объединения не нашлось.
Офицеры, благородные девицы, бомжи…
«Мне удалось найти чертежи здания, сделанные в 1811 году, –
рассказывает член совета фонда искусствовед Юри Куускемаа, – в то время в
нем располагалось собрание морских офицеров. Здание напоминало
господские дома в усадьбах екатерининской эпохи, с анфиладной
планировкой. Позже там размещался пансионат для обедневших благородных
девиц; в советское время – школа».
На реставрацию здания по оптимистическим подсчетам требовалось 40 млн
крон, из них 35 миллионов предполагалось получить от Евросоюза. Но, по
мнению Куускемаа, MTÜ проявляло непонятную пассивность.
Сергей Иванов признает, что из-за политических разногласий дело
затянулось. «Пока я был у власти, – говорит он, – удавалось выбивать
деньги на финансирование музея. Когда стало ясно, что с Министерством
культуры каши не сваришь, я внес предложение городским властям создать
целевое учреждение муниципального подчинения».
По словам председателя, а ныне члена совета фонда депутата Рийгикогу от
Центристской партии Яны Тоом, созданный год назад фонд получил из
бюджета 2010 года 300 тысяч, а в 2011 году – полтора миллиона крон.
Директором был назначен Сергей Иванов, сформировали также совет фонда, в
который вошли сама Тоом (в то время вице-мэр Таллинна), искусствовед
Юри Куускемаа, депутат парламента Владимир Вельман, член горсобрания
Майму Берг и замдиректора Департамента культурных ценностей Эне Воху.
Что характерно, члены совета единодушно решили, что зарплату получать не
будут – это тот случай, когда надо поработать за идею.
С Ивановым был заключен трудовой договор. Сумма заработной платы
новоявленного директора фонда, уточняет Тоом, сопоставима с заработной
платой директора Таллиннского городского музея, имеющего восемь
филиалов. «В тот момент мы были уверены, что зарплата директора музея
должна быть высокой, ведь одно дело – руководить уже отлаженным
хозяйством, и совсем другое – начинать запуск с нуля», – говорит Тоом.
Сомнения, по ее словам, появились позже: «Мы регулярно собирали совет, и
господин Иванов регулярно докладывал нам о проделанной работе. Приносил
толстые папки документов, разработанных сотрудниками музея. Правила
внутреннего распорядка, правила противопожарной безопасности, прочие не
менее важные правила. Отчитывался о проделанной уборке, нанял на работу
сотрудников, вот только обещанная городу передача экспонатов (а значит, и
формирование экспозиции) не начата, несмотря на неоднократные
напоминания совета, и по сей день.
Когда плодотворной работе музея «мешали политические разногласия», в
период с 2007 по 2008 год, только столичные власти выделили на поддержку
деятельности MTÜ Vene muuseum без малого три миллиона крон. Столько же
было получено музеем в 2001-2006 годах. Вероятно, «находясь у власти»,
директор музея сумел получить не меньшие субсидии и от государства.
Однако ни внешний вид здания музея, ни история его деятельности не
позволяют заподозрить эту организацию в получении сколько-нибудь
серьезного финансирования».
По словам членов совета, город со своей стороны выполнил все
требования, зафиксированные в договоре с MTÜ Vene muuseum. Музей получил
и помещения на Эстония-пуйестеэ, куда переехала контора фонда.
А в брошенном здании на ул. Койдула начали собираться бомжи. В июне там
случился пожар. Не такой уж катастрофический: выгорела только одна
комната. Но имея такое здание, так к нему относиться?!
Ладно было на бумаге
Программа деятельности музея на 2011 год (три четверти его позади)
заставляет вспомнить солдатскую песню времен Крымской войны, записанную
артиллерии поручиком графом Львом Толстым – «Ладно было на бумаге».
В программе: создание сайта музея в Интернете (создан, но
информативность его стремится к нулю); оснащение помещений мебелью и
оргтехникой, составление программы развития, образование фондов музея,
разработка программы «Русские культурные ценности в Эстонии» (в
сотрудничестве с ведущими музеями Эстонии) и составление ее бюджета.
Самая живая часть программы – проведение выставок.
Выставка «Русские художники Эстонии» в самом деле прошла в Таллинне и в Ида-Вирумаа.
Члены Объединения русских художников Эстонии Валерий Лаур и Сергей
Минин придерживаются мнения, что организовало выставку главным образом
само объединение, музей только присоединился.
MTÜ должно передать фонду экспонаты. Их около девяти тысяч. Картины,
иконы, книги, воспоминания. Казалось бы, процесс передачи должен пройти
гладко. Однако он застопорился. Председатель MTÜ Иванов считает, что
прежде чем передавать музеалы муниципальному фонду (директором которого
состоит все тот же Иванов), нужно провести их описание. Это – долгая и
кропотливая работа, ее должны вести специалисты, которыми музей не
располагает. (Разве что архивистка Наталья Лесная, работающая на
полставки).
По мнению Юри Куускемаа, целесообразно передать экспонаты списком, а уж
потом, когда они будут в ведении фонда, описывать – ведь это долгий
процесс, а главное – над этим должны работать специалисты. А книги и
брошюры советского времени, не представляющие исторической ценности и
доступные в других библиотеках, вообще не нужно держать в библиотеке
музея и тратить время на их инвентаризацию.
Энтузиасты без музея и музей без энтузиастов
Музей – не только картинная галерея и не только хранилище древностей.
Он должен объединять вокруг себя людей, которым дорога русская культура в
Эстонии. Он, считает Куускемаа, должен затрагивать ценную в
общественном и культурном отношении деятельность здешних русских людей,
собирать значки, газеты, издания, записывать воспоминания, а также
изучать пребывание в Эстонии людей, оставивших неизгладимый след в
русской истории: Петра Первого, Достоевского, Брюсова, Блока и т.д.
Пока что эта объединяющая, просветительская роль музею (в его нынешнем
состоянии) не под силу. Более того, теряется то, что уже было
достигнуто.
Михаил Корб и Мария Сморжевских-Смирнова создали при музее прекрасный
лекторий, – вспоминает Куускемаа, – но он прекратил работу, так как для
того, чтобы финансировать лекции, выход был один: сократить зарплату
одной из сотрудниц музея, Ирины Будрик.
Музей упускает возможность опереться на тех энтузиастов, которые уже
сейчас, и по большей части бескорыстно, ведут ту работу, которая
естественно должна входить в круг интересов музея.
Один из них Александр Дормидонтов – личность, без преувеличения,
легендарная. В его «штаб-квартире», антикварной книжной лавке на
Нарвском шоссе, собраны уникальные материалы. Помещение заставлено
планшетами – как раз на темы, которым Русскому музею заниматься сам бог
велел!
Все эти планшеты не раз побывали на передвижных выставках. Дормидонтов
подходит к стендам, рассказывает, кто изображен на фотографиях. Русские
военные и чиновники высшего ранга, чья деятельность непосредственно
связана с Эстонией. История православия в Эстонии. Приезд Великого князя
Константина (поэта, подписывавшего свои произведения инициалами К.Р.)…
«На компьютере по фотографиям мы сделали фильм об установке памятника
Петру в Таллинне. Озвучили. Меняется кадр – и впечатление такое, будто
все на мониторе движется. И там, на экране, я вдруг нашел своего
прапрадеда. На фотографии не различил: слишком мелко. А при увеличении
опознал! Он был священником. Мои предки были местные интеллигенты», – не
без гордости говорит Дормидонтов.
Когда-то Дормидонтов и Иванов сотрудничали. Но когда Александр
заикнулся о том, что хорошо было бы получить какие-то деньги на работу,
которую он делал для абсолютно еще виртуального музея, ответ был таков:
«Мы благотворительностью не занимаемся!»
– Александр, – спрашиваю я его, – а как ты представляешь себе будущее русского музея в Эстонии?
– Не знаю, – отвечает он. – У меня идея – создать и оставить после себя
памятник русской культуре. Я уже человек немолодой, за 60 перевалило,
но я убежден: не умру прежде, чем у нас появится настоящий музей.
– Русский музей нужен не только здешним русским, он нужен и нам,
эстонцам, – говорит Куускемаа. – Мы, эстонцы, должны дать понять, что
ценим русских в Эстонии, можем сотрудничать на всех поприщах. И что
эстонское государство – это не Мы и Вы, а Мы и Мы.
***
Комментарий: Сергей Иванов: Чья бы корова мычала, – а Вельманова бы молчала.
Откуда ни возьмись у центристов возник неподдельный интерес к
деятельности Русского музея. Политики, которые и пальцем не пошевелили,
чтобы помочь становлению Русского музея Эстонии, развели слезную заботу и
морализаторство. В совете фонда «Таллиннский русский музей»
обосновались Владимир Вельман (23.09.11 «ДД» опубликовал его мнение по
данной теме), Яна Тоом, Михаил Кылварт. А в правление фонда в пику
действующему руководителю был включен Михаил Корб, он же и старейшина
одного из районов города Таллинна. И все это не корысти ради, а волею
партии.
Мне не только принадлежит идея создания Русского музея, я также являюсь
его основателем и инициатором создания фонда Русского музея. Одной из
целей деятельности некоммерческого объединения Vene Muuseum является
помощь в создании и функционировании Русского музея как муниципального
или государственного учреждения. Именно этим данное некоммерческое
объединение занималось и занимается сегодня, причем одна из основных
поставленных перед ним задач достигнута. Несмотря на то, что Таллинн (и
правящая в нем Центристская партия) постоянно затягивали решение наших
вопросов.
В 2005 году фонд Русского музея не был создан именно по вине Таллинна.
Тогда я подготовил письмо от фракции Партии реформ в Рийгикогу, которое
ушло в Министерство культуры. В нем Партия реформ призывала «активно
помогать развитию музея» и предлагала «в срочном порядке организовать
общее совещание участвующих в создании фонда сторон». Министерство
культуры, которое тогда возглавлял представитель Центристской партии,
ответило: «Мы подтвердили готовность министерства участвовать в создании
фонда как MTÜ Vene Muuseum, так и городу Таллинну». Однако «по
состоянию на сегодняшний день Таллиннское горсобрание еще не обсуждало
этот вопрос и не вынесло своего решения». Этого обсуждения и решения не
последовало ни в 2005, ни в 2006, 2007, 2008 или 2009 году. Все это
время в Таллинне правила та же Центристская партия.
По странной случайности среди политиков, которые поддерживали Русский
музей, никогда не было русских центристов – ни Тоом, ни Вельмана, ни
Корба, ни Кылварта. Скорее мы сталкивались с тихим противодействием с их
стороны. Когда Партия реформ, Исамаалийт или социал-демократы
высказывались за развитие музея, центристы всегда сидели молча, с таким
видом, будто кто-то украл у них сладкий кусок или лишил данного при
рождении права выступать «защитниками русских».
Интерес к Русскому музею у центристов появился благодаря решительной
позиции, занятой социал-демократами в городском собрании. Им удалось
заставить партию большинства основать фонд «Таллиннский русский музей»
решением горсобрания от 26 августа 2010 года. Я был назначен членом
правления фонда, чтобы гарантировать преемственность.
Это было время, когда в Таллинне существовала коалиция центристов с
социал-демократами. Возвращение центристской монополии стало настоящим
несчастьем для фонда. Практическая работа блокировалась, моя работа и
деятельность моей команды вызывали постоянное недовольство – нас
преследовали письменные выговоры и предупреждения, в нашу работу
постоянно вмешивались, наша компетентность ставилась под сомнение.
На первом же собрании фонда 11 ноября 2010 года я поднял проблему,
которая требовала срочного решения: вопрос консервации и сохранения
здания музея на улице Койдула. Ответом мне было полное безразличие со
стороны председателя совета фонда Яны Тоом. Так здание в Кадриорге на
всю зиму осталось без присмотра, что способствовало его дальнейшему
разрушению. А у фонда в течение полугода, до марта 2011-го, не было даже
собственных рабочих помещений!
9 сентября 2011 года я направил письмо начальнику службы внутреннего
контроля Таллинна, в котором обращал его внимание на то, что в ноябре
2010 года вторым членом правления фонда назначили старейшину одного из
районов Таллинна Михаила Корба. Зачем это нужно, если практической
работой, до которой у старейшины просто не дойдут руки, в фонде
занимаются всего два с половиной человека? Сначала Корб обещал не
отягощать своей зарплатой бюджет фонда, однако ни это, ни
соответствующее мнение совета не стало препятствием для того, чтобы Яна
Тоом все же назначила Корбу оклад.
Корб и Тоом тут же стали прилагать усилия к тому, чтобы лишить меня
полномочий принимать решения по самым важным для фонда вопросам. В
начале года Тоом и Корб серьезно помешали работе фонда, используя музей
как одну из площадок предвыборной агитации. Новый вице-мэр Таллинна
Михаил Кылварт, пришедший на смену Тоом и на место председателя фонда
«Таллиннский русский музей», также не удосужился пообщаться со мной по
существу. Зато он подал ходатайство мэру Таллинна Эдгару Сависаару о
проведении проверки в фонде! Я надеюсь, что эта проверка пойдет фонду на
пользу и даст, наконец, городу более четкое представление о работе
фонда.
А теперь немного о создании музейных фондов. Совет утвердил бюджет
фонда на 2011 год и одобрил программу развития, третий пункт которой,
«Создание музейных фондов», гласит: «MTÜ Vene Muuseum собирало первые
экспонаты, не формируя фондов в музеологическом смысле. В сотрудничестве
со специалистами из ведущих музеев Эстонии будет составлен оптимальный
перечень фондов. Экспонаты будут описаны в соответствии с требованиями и
собраны в фонды. Затем специалисты составят акт экспертизы о передаче
экспонатов фонду «Таллиннский русский музей». Точный план передачи будет
составлен к 1 апреля 2011 года». Программа развития подразумевает, что
музейные фонды должны быть созданы к декабрю 2011 года.
Правление фонда «Таллиннский русский музей» 8 апреля представило совету
график описи, регистрации и передачи музейных фондов. Он был
подготовлен в сотрудничестве со специалистами музейного дела. По мнению
экспертов, установленная Программой развития модель подготовки фондов не
может быть осуществлена быстрее, чем в течение двух лет!
1 июля вопреки советам экспертов и предложению правления совет принял
решение, что MTÜ Vene Muuseum (которое вообще-то является другим
юридическим лицом, не имеющим с фондом никаких договоров) должно
передать свои фонды не позднее 1 сентября 2011 года. Это решение никак
не было обосновано. В это же самое время Министерство культуры высказало
мнение, что, до передачи фондов Таллиннскому русскому музею, MTÜ Vene
Muuseum должно привести их в порядок и организовать инвентаризацию. Как
член правления фонда я придерживаюсь мнения, что успешное развитие музея
предполагает, что передача фондов должна производиться с соблюдением
правил музейного дела и законов.
Считаю необходимым, чтобы Таллинн и MTÜ Vene Muuseum внесли ясность в
существующие взаимные договоренности. Музей – это такое учреждение,
которое нужно держать как можно дальше от политических распрей.