Таллин раскрывается как "Тардис", телепортер из сериала "Доктор Кто",
снаружи выглядящий как телефонная будка, а внутри оказывающийся
просторным космическим кораблем. Проехать город насквозь можно минут за
тридцать, да и объезжать, по правде говоря, нечего. Стандартная
веб-дизайнерская шкала дает 255 оттенков серого цвета, и кажется, что по
дороге из аэропорта Леннуяам до центра Таллина ты видишь их все.
Кое-где высятся новейшие многоэтажки, выполненные в характерном
скандинавском стиле, но они скорее прикрывают то, что осталось от
архитектуры советского периода. Зато старый город - неразбавленное
туристическое удовольствие для тех, кто любит ходить пешком. Каждая
дверь выводит к новым трем, дороги множатся, маршруты растут в
геометрической прогрессии - специалист по логистике сошел бы здесь с ума
от радости. В Москве с ее перегороженными дворами и вечно запертыми
воротами от подобной роскоши быстро отвыкаешь.
О том, что мелкие кластеры городского пространства в Таллине можно
использовать для концертных выступлений, первой догадалась Хелен Сильдна
(Helen Sildna). Это она придумала Tallinn Music Week несколько
лет назад, это с ее подачи эстонскую столицу в конце марта наводняют
музыканты, журналисты, букеры, фестивальные агенты, представители
лейблов и другие игроки индустрии. В течение двух с половиной суток на
двух десятках сцен - от концертного зала "Эстония" до клуба Tapper,
логова местных фанатов металла, - выступают порядка двух сотен
исполнителей, вечером (так называемые Night Venue) и в течение дня (City
Stage). Дневная часть, меньшая по объему, возможно, даже важнее.
На пару дней концертными площадками в Таллине стали книжный магазин,
театр, кинотеатр, музей дизайна и архитектуры, несколько крохотных кафе и
баров, холлы супермаркета и банка и даже специально выделенный номер
отеля (не шутка). Где-то пространства хватало на полноценные сеты,
где-то пришлось ограничиться парой комбиков и упрощенной акустической
программой - ударник инди-поп-банды Malcolm Lincoln вместо
барабанов принес чашку с ложкой и ритм отстукивал ими (снова не шутка).
Обойти хотя бы половину всех "горячих" точек нереально, но это и не
требуется.
Вернувшись полтора месяца назад из Осло, с фестиваля by:Larm, по сути такого же шоукейса как и Tallinn Music Week, шеф-редактор "Афиши" Александр Горбачев заметил,
что обустроить подобную музыкальную ярмарку, с прицелом на экспорт
местной музыки за рубеж, в Москве можно легко: было бы желание
(выраженное в материальной поддержке со стороны крупных инвесторов и
одобрения чиновников), а вопрос кого продать и кому, решится сам собой -
спрос и предложение найдут друг друга. И наблюдая пример TMW, трудно с
этим тезисом не согласиться, но я бы все же сделал упор на "внутренний
экспорт".
За последние шесть лет музыкальная жизнь в Москве наконец разрослась до
тех объемов, когда из клубов и концертных залов можно не вылезать
неделями. С разницей в два дня вы можете попасть на выступления
белорусского музыканта-аутсайдера и британской соул-певицы, выпустившей
альбом-бестселлер (проверено). Можно, конечно, в очередной раз поныть,
что нового Цоя так и не появилось, а Radiohead и Питер Гэбриел (Peter Gabriel)
в нашу дикую страну не поедут - но это если очень хочется поныть.
Привоз артиста любого калибра давно не является проблемой для российских
промоутеров, дьявол всегда кроется в деталях. Про то, какой
качественный скачок совершила местная сцена, я даже не буду начинать
рассказывать (сколько можно уже?). Но весь этот концертный эдем пора
работает на небольшой кружок гиков (пусть никого не обидит терминология -
в конце концов, я сам гик), активно интересующихся музыкой. От него
практически изолирована широкая аудитория, для которой повседневное
потребление музыки в лучшем случае ограничивается прослушиванием десятка
любимых альбомов в плеере, а в худшем - радио "Шансон" в маршрутке и
"Ретро FM" у прилавка с замороженными полуфабрикатами. Тут, опять же,
есть не особенно конструктивный подход - спишем все на ущербность вкусов
масс, "быдло хавает музон для быдла", и порядок. Но правда состоит в
том, что человек, которого потенциально можно заинтересовать новой
музыкой, российской и не только, почти не имеет к ней выхода. В его
повседневном мире этого пласта просто не существует. Он отгорожен от
нее, как большинство московских дворов от случайных прохожих.
А теперь представьте - мы возвращаемся в Таллин - второй этаж
супермаркета Viru Keokus, в котором случайные прохожие, зависшие между
витринами Zara и Karen Millen, внемлют акапельному джазовому секстету Estonian Voices или угрюмым датским блюз-рокерам Get Your Gun.
Кто-то слушает пару минут и уходит, кто-то задерживается дольше, но на
утро наверняка не вспомнит ни группы, ни то, что они играли. Но для
кто-то, убежден, дверь в мир другой музыки (что бы вы ни
подразумевали под этими словами - джазовое акапельное пение или
депрессивный блюз-рок) в прошлый уикенд открылась. Он может сам этого не
понимать, но на подсознательном уровне, как в нолановском "Начале", это
зерно знания в него уже попало. Прорастет ли зерно, пойдет ли человек
дальше за новой музыкой, зависит от его вкусов и врожденного
любопытства, но в его координатной сетке она так или иначе есть.
Возможно, я злоупотребляю сократовским идеализмом, но мне, правда, так
кажется.
В конференц-зале роскошного отеля Nordic легенда индустрии Эд Бикнелл (Ed Bicknell) травит байки про Dire Straits и Роберта Планта (Robert Plant). Президент Эстонии Ильвес (к слову, большой знаток музыки) призывает поддержать Pussy Riot.
Промоутеры и a&r-агенты обмениваются рукопожатиями и обещаниями,
половина из которых - и это прекрасно понимают сами рукопожимающие -
ничем не закончится. А ваш покорный слуга заносит в книжечку названия
десятка эстонских исполнителей, которых стоит услышать (на Звуках
в ближайшее время). Все это славно, но более важным мне представляется
то, что за эти несколько дней жители Таллина и гости столицы стали чуть
лучше понимать, что из себя представляет современная эстонская музыка.
Вот вам и итог Tallinn Music Week, нехитрый и, на самом деле, очень
важный.