Таллинн — один из пунктов на маршруте круизных теплоходов, число
которых заметно возрастает в летний сезон. Туристов, отправляющихся
прогуляться по городу, ожидает на причале рынок с 54 торговыми точками.
На днях в Таллинне останавливался круизный лайнер AIDAblu,
отправившийся в круиз из немецкого Варнемюнде с 2050 туристами на борту.
Судно прибыло из Петербурга и после десятичасового пребывания в нашем
городе отправлялось в Стокгольм. Postimees стал свидетелем того, как
где-то около трех часов дня туристы возвращались на борт.
Если утром они проскочили рынок, лишь только краем глаза взглянув на
прилавки, поскольку их уже ожидал экскурсионный автобус, то теперь у них
было время, чтобы изучить ассортимент.
«Экономные туристы», — дает оценку продавец украшений.
«Немцы, — со знанием дела говорит другой, — эти каждый цент считают».
Желающих передохнуть и выпить пива за четыре евро предостаточно. С моря
дует прохладный ветер, но между торговыми прилавками не холодно.
Чего тут только нет! Маратовские футболки, меховые и вязаные шапки,
жилетки, национальные флажки, кухонная утварь из можжевельника,
сувенирные магниты на холодильники, поджаренные орешки, украшения из
стекла и янтаря... И что поражает: ни одной матрешки, а ведь еще пару
лет назад туристы могли посчитать ее одним из фирменных таллиннских
сувениров.
Экономные немцы
«Иногда хорошо идут открытки, иногда — колокольчики», — рассказывают
продавцы соседних точек Диана Летючая и Сусанне Кульбах. «Немцы покупают
вещи подешевле, а когда приезжают американцы, то идут более дорогие», —
правило это железное.
За почтовую карточку надо выложить 50 центов, за керамический
колокольчик или домик, которые особенно нравятся заокеанским гостям,
просят от 10 до 35 евро. Тут размер имеет значение! Хорошо расходятся
виды Старого города или картинки с кошками.
С рациональными немцами все просто — эти покупают только открытки, но
зато много. Китайцы, которых тоже много среди туристов-круизников,
прежде чем купить товар, внимательно рассматривают его и изучают.
Россияне предпочитают приобретать футболки с картинками и обязательно с
крупной надписью Estonia или Tallinn. В дождливую погоду и русские, и
китайцы охотно покупают зонтики.
Еще китайцы очень любят фигурки викингов и деревянные колокольчики, но
поскольку это недешево (шесть-семь евро за штуку), то долго думают перед
покупкой. Янтарь хорошо берут американцы и итальянцы, а вот японцы
охотнее будут фотографировать людей и открытки.
Продавцы миндаля и орехов говорят, что больше всего круизные туристы —
особенно россияне — любят щелкать орехи пекана. Но французов, которые
готовы выложить за большой бумажный пакет пекана семь евро, а за пакет
поменьше — четыре, очень мало.
Россияне не торгуются
По словам торгующей вязаными изделиями Лидии Куслапуу, больше всего востребованы вязаные женские шапки стоимостью 23 евро.
«Немцы покупают их мало, чаще всего — американцы и норвежцы, которые, к
сожалению, приезжают довольно редко. В этом году я еще не видела ни
одного, — говорит женщина. — Россияне тоже покупают все, как и
американцы, у них похожий вкус и они не жмотничают, никогда не
торгуются. Если нравится, то сразу покупают, и так много, что у меня
настроение улучшается. Зато испанцы хотят все получить за полцены».
Хорошо идут бейсболки с надписью Estonia, русские охотно берут головные
уборы в матросском стиле. Что касается украшений, то тут действует
железное правило — чем меньше, легче и дешевле, тем лучше. Поэтому
быстрее всего расходятся украшения из стекла — всего-то каких-то три
евро.
Если кому-то может показаться, что подобный рынок у морских ворот
города неуместен, то это совсем не так. Тут никто никому свой товар не
навязывает, а охрана рынка делает все, чтобы карманников не было.
В этом году Таллинн и Сааремаа должны посетить 420 000 туристов, прибывающих на круизных судах.