Одной
из неотделимых частей выборов после восстановления независимости
Эстонии стала так называемая «русская карта» - экзистенциальный страх
эстонцев перед Россией. Иногда эта карта играла решающую, иногда
малозначительную роль, но в том или ином виде политики ее использовали
всегда. Для разыгрывания русской карты смешивают внешнюю и внутреннюю
политику. Воцаряется вселенский страх перед Русскими. Апрельские
события как бы доказали, что нет разницы, откуда эти русские - из
Ласнамяэ, Нарвы или из-за Чудского озера. Если обычно действует
неписанное правило хорошего тона, согласно которому внешнюю политику с
внутренней не смешивают, то русская карта - исключение. Эстонские
политики здесь действуют целенаправленно, чтобы, смешав эти два
направления, послать ясный сигнал своим избирателям. Не стали
исключением и приближающиеся местные выборы. Поездка Сависаара в Москву
была как будто религиозным ритуалом, когда крестоносец получает
благословение папы на борьбу с неверными. Но по своей рутинности
ничего, кроме зевоты, это не вызывает. Немного интереснее, конечно, был
скандал с Сергеем Марковым, разразившийся вокруг Партии реформ.
Очередной наивный порыв в надежде улучшить отношения с соседом был с
таким удовольствием использован политическими конкурентами, что у
будущих министров иностранных дел надолго отбили охоту пытаться в
одиночку делать что-то подобное. Русская карта как навозная муха Меня,
если честно, вся эта русская тема уже порядком утомила. В Южной Эстонии
есть поговорка: «Надоедлива, как навозная муха». Внутриполитический
танец вокруг русской карты для меня схож именно с жужжанием навозной
мухи. Когда я смотрю новости или аналитические передачи, то сразу
переключаю канал, как только снова слышу о русской карте. Наверняка так
же поступают многие эстонцы и русские. И, если ничего не будет
предпринято, русская карта останется одним из центральных вопросов
политики Эстонии еще на долгие годы. В конкуренции политических идей
Партия реформ и «Союз Отечества и Республики» представляют одну
крайность, Центристская партия и местные «русские партии» - другую. Для
сохранения духовного здоровья всех нас, а также в интересах внутренней
безопасности - найти компромисс между этими двумя крайностями. Компромисс возможен Я
не считаю, что нужно во всем уступать России. Угрозы энергетическим
оружием, вторжение на соседскую территорию, потворство кибератакам -
все это нельзя просто отбросить в сторону, и внешнеполитическая линия
Эстонии должна однозначно противостоять таким вещам. С другой
стороны, сотрудничество обязательно нужно развивать в тех сферах, где
это полезно и возможно - сейчас это так называемые «области мягкого
сотрудничества». Развивать прямые контакты россиян и народов Евросоюза.
Культурный обмен, образование и научная работа, защита окружающей среды
и практическое решение пограничных вопросов - все это очень важно, и за
подобные программы Эстония должна стоять и в ЕС. Я считаю, что
Эстонскому государству следует стоять и за безвизовый режим с Россией.
За редкими исключениями российские бюрократы и богачи сегодня имеют
возможность без ограничений путешествовать или отправлять своих
отпрысков в западные университеты. У простых же россиян такая
возможность отсутствует. Для них безвизовый режим и программы
сотрудничества будут означать возможность создать прямые контакты с
внешним миром. Для Эстонии же это экономически выгодно, поскольку в
условиях ограниченных ресурсов россияне будут посещать, прежде всего,
соседние государства, в том числе и нас. К тому же это даст россиянам
возможность убедиться, что они имеют дело не с фашистским режимом. Аналогичное
отношение должно быть и у всех других стран восточного блока. Оно
связано с общим пониманием внешней политики в последние годы: различные
так называемые торговые ограничения, рейсовые ограничения в отношении
всего народа так называемых «государств-парий» не работают. Политику языка и гражданства нужно менять Что
касается нашей внутренней политики, то стоит трезво взглянуть на
политику языка и гражданства, на равные возможности жителей других
национальностей пробиться в Эстонии. Преимущество того, чтобы быть
гражданином Эстонии, заключается не в каком-то абстрактном праве
голосовать на парламентских выборах, а в возможности служить своему
государству и народу. Посмотрите вокруг: скольких граждан
Эстонии - представителей других национальностей - мы увидим в партиях,
министерствах, департаментах, управах городов и полостей? Каким образом
эта картина соотносится с реальной долей разных национальностей в
населении Эстонии? Почему кто-то вообще должен хотеть становиться
гражданином государства, где его чувство миссии и возможности
зарабатывать на жизнь ограничиваются частным сектором? Равные
возможности означают заботу государства о своих людях, независимо от их
национальности и от того, проживают они в Таллине, Ида-Вирумаа или
Хийумаа. Полагаю, здесь кроется возможность придать новое
дыхание процессу натурализации. Стоит критическим взглядом окинуть
языковую политику и политику гражданства. Жизнь в мультикультурном
государстве предпочтительнее жизни в монокультурном. Для первого
характерны открытость, диалог, возможность обучения, синергия; второе
означает закрытость, навязывание своих взглядов, противопоставление
доминирующей культуры культуре меньшинства. Первое сосредоточено на
том, чтобы все делать вместе, второе - на формальностях вроде знания
языка на прописанном в законе уровне или соблюдении закона о культурной
автономии. Мы определенно должны двигаться в сторону мультикультурного
общества. Я верю, что большинство жителей Эстонии согласны со
мной в том, что время противостояния подошло к концу. Не будем же
впадать в крайности - ни в своей личной жизни, ни в политике!
|