Недавно все, кто способен видеть и замечать, удивлялись суете и работам вокруг монумента Свободы: что за очередной перформанс? А дело было в том, стеклянные пластины памятника изменили цвет.
И это вызвало массу вопросов. Бог ли покарал за неверное использование креста? Белое окрашивается красным — это знак или предсказание? Что не так с этим монументом?
Открытие памятника Победы в Освободительной войне было сдержанным и по-северному величественным моментом, вся Эстония застыла на мгновение, поминая героев, боровшихся за независимость. Народ помнит борцов за свободу Эстонии.
Но теперь уже неудобно за все потраченные деньги. Стыдно перед подошедшими к закату своей жизни седовласыми женщинами и мужчинами, что мы, налогоплательщики, финансировали это чудо техники, фокусам которого в нашем климатическом поясе не видно конца. Министерство говорит об уникальности креста и гарантиях — только кому и от чего.
Самба годится для бразильских карнавалов, но самба вокруг монумента Свободы неприглядна. Из-за бронзового солдата мы обрели печальную известность во всем мире, а теперь начинаем новый тур трагикомедии вокруг розовеющего монумента.
Эстонцы, несомненно, работящий народ. Мы меняем панели, уплотняем силиконом, ведем бесконечные разговоры о чудесах техники и ищем переменный ток внутри монумента.
Однако все новые проблемы с недавно открытым объектом на площади Свободы поневоле оставляют впечатление, что проклятия неэстонцев материализуются в различных вариантах. Единственным решением было бы обратиться к нашему, эстонскому, обучающему инженеров-строителей Таллиннскому техническому университету для получения экспертной оценки.
Это наш собственный университет, которому в создавшемся положении следует доверять больше всего. Зачем оплачивать чужие оценки, если у нас есть компетентные специалисты по строительству, которые в курсе применения различных строительных материалов именно в нашей климатической зоне.
Чешский руководитель работ Павел Рудольф уже заявил, что не исключены и акты диверсии! А может, это проклятие бронзового солдата — и надо обращаться к ясновидящим…
В действительности следует выяснить, почему стекло поменяло цвет, да еще за такое короткое время: возможно, это связано с конденсацией? Если внутри монумента возникает влажность, то это плохо, это влияет на долговечность стекла, особенно зимой при колебании температур. Может быть, для циркуляции воздуха внутри монумента нужна система естественной или принудительной вентиляции. Будь покрытие герметичным, ситуация уже другая.
Промежутки между панелями уплотнены, но уплотнение со временем "устает". Предусмотрена ли плановая замена уплотнения? Но ведь для этого потребуется время от времени разбирать весь монумент!
С годами стекло стареет (выгорает, мутнеет), и если потребуется заменить какую-либо пластину, то она будет значительно отличаться от других. Планируется ли в этом случае заменять все блоки и имеется ли запасной комплект блоков?
Для чего же в таком случае выбрали этот материал?!
Спрашивается также, каков был уровень фирмы, проводившей электрические работы представительского монумента, потому что LED-элементы можно защитить от влаги. Такую технику используют и под водой. Публично было объявлено, что лампы перегорели вследствие перегрузки, но в таком случае была неправильно рассчитана потребляемая мощность.
Проблемы начались на стадии проектирования и продолжились с качеством постройки. Но в крайнем случае можно заменить стеклянные панели мраморными, тогда отпадут заботы по чистке.
Стекло — давно известный материал, но монументов из стекла мы не видели (говорят, в Стокгольме есть, но по виду он вряд ли достоин быть нашим представительским монументом). Монументы все же делаются из камня или металла. Каким образом подобный "иллюминатор" на фоне Старого города мог понравиться представителю ЮНЕСКО? В дневное время тон монумента, по моему мнению, неопределенный, что вызывает негативные чувства. Но по ночам монумент сияет во всем своем величии. Электрический свет в темноте все-таки белый…
Если народ хочет, то — вопреки желанию и планам политиков — выбирает в Европарламент Индрека Таранда. Если хочет, то в едином порыве поет на певческом празднике патриотические песни. Если народ считает, что пришло время возвести знак нашей эстонской самостоятельности, то это тоже будет сделано.
Например, каждый эстонец пожертвует 30 крон, а некий молодой некоррумпированный эстонский скульптор сделает вместо технократического креста монументальную скульптуру из бронзы (при необходимости адаптировав проект 30-х годов), с использованием природных материалов Эстонии, подходящих для эстонского климата, а подсвечено все это будет направленными светильниками.
Вероятно, рано или поздно стеклянный монумент заменят каменным, но до тех пор нам придется вместе нести наш крест. Будем платить, платить и платить.
Не надо раскалывать маленький народ во имя поклонения фетишу. Восхваление монумента Победы в Освободительной войне или недовольство им не должны стать определением национального признака, хотя мы действительно достойны лучшего художественного и технического решения. Но мы упорные, мы не отступимся — так и будем танцевать вокруг монумента.