Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Театр

Александр Ивашкевич: известный и неизвестный
27 апреля Александру Ивашкевичу исполняется 50 лет. Юбилей мог бы стать двойным – 25 лет назад, в 1985 году он был приглашен в Русский театр, успев до этого поработать в Харькове, Лиепае и Калининграде.

Об Ивашкевиче написано много. О его ролях, об основанной им Duff Tap Studio, о том, как он поехал совершенствоваться в искусстве тэп-данса в США – и еще в Таллинне, возле кассы авиабилетов, у него вытащили все деньги. Но есть и менее известная сторона артиста. Обратная сторона Луны...

В его гримерке есть осветительная аппаратура и помост для фотографирования; сделанные Ивашкевичем портреты висят на стенах; лица коллег по театру кажутся непривычными: Александр смог увидеть в них то, что скрыто от посторонних глаз, уловить мгновения истины. В углу – шпага, точнее, эспадрон, им можно наносить и рубящие, и колющие удары. (Сейчас техника театрального фехтования изменилась, стала сложнее и выразительнее, и артист, не раз ставивший сцены боев в спектаклях разных театров, осваивает ее заново.) Оружие почти настоящее, разве что грани клинка не наточены; берешь в руку, пальцы сами охватывают эфес, ощутима тяжесть шпаги. В фильмах, в которых недавно снялся Александр, в его руках было еще более тяжелое оружие. Мечи князя Андрея Курбского (вторая половина XVI века) и великого князя Киевского Ярослава (середина XI века)...

Александр Ивашкевич, Русский театр, Таллин, ЭстонияКиноартист: «Внешность у меня подходящая»

– Ролей в кино у меня мало, – говорит Александр. – Снимаюсь от случая к случаю. Правда, приятно, что приглашают на главные роли. Хоть и редко.

– Наверное, проще взять российского актера, чем приглашать из Эстонии?

– Да, согласен. Смешно было в российских газетах читать: «Русского князя Ярослава Владимировича играет эстонец». Для них это экзотика.

– Вашим первым кинофильмом был «Побег на край света»?

– До того я снимался в телефильмах на Украине. Это была интересная работа. Мне нравился процесс. Были какие-то мысли, затеи. Планы. После «Побега на край света» мне прочили многое, но Союз распался, и я оказался в другой стране.

– И вот вы снялись в двух исторических фильмах подряд...

– Да и «Побег на край света» был историческим. Притча-фантазия, в которой мой герой попадает в другую эпоху. Видно, внешность у меня подходящая. Борода, длинные волосы...

– Богатырский рост, сила, пластичность... Увы, 16-серийного «Ивана Грозного» «РТР-Планета» пока не показала. Фильм шел только по каналу «Россия», и у нас его видели немногие.

– Я сам скачивал его из Интернета. А «Ярослава» собираются показать на фестивалях в Сочи и в Москве, потом в Ереване, потом в Шанхае. Премьерный показ будет 11-13 сентября в Ярославле. На самом большом в России экране, под открытым небом, для десятков тысяч зрителей. B эти дни будет отмечаться тысячелетие Ярославля, города, основанного Ярославом Мудрым. Как Ярослав основывал этот город, с кем ему пришлось бороться – нам неизвестно, cценаристы придумали, как могло быть. Любое историческое полотно – фантазия. Даже, простите, жизнь Грозного. Половина скрыта от нас временем, а оставшаяся половина дошла до нас, облепленная слухами, мнениями, подправленная согласно позиции, которую занимал тот или иной историк. В картине есть всё: столкновения характеров, интриги, бои...

– Любовная линия?

– Есть. Ярослав влюблен в дочь вождя обитающего в этих лесах языческого племени. У сценаристов были совершенно развязаны руки. «История – гвоздь, на который я вешаю свою картину», – говаривал Александр Дюма. Среди персонажей есть Харальд, варяг, который служил Ярославу, женился на его дочери, стал королем Норвегии и погиб во время похода на англосаксов через 11 лет после смерти Ярослава. А здесь он гибнет от его руки. Не стоит изучать историю по художественным фильмам.

– Ваш Курбский в «Иване Грозном» – первый русский диссидент?

– Точно! Странно бывает слышать от людей безапелляционные мнения – мол, Курбский плохой, он предатель. А если бы вам сообщили: сейчас в ваш дом ворвутся отморозки, дом разграбят и подожгут, домашних ваших перережут, а вас предадут мучительной казни... Ваши действия? Легко судить историческую личность, которая, поверьте, ничем не хуже нас с вами. Курбский был интеллектуалом, одним из самых образованных людей той эпохи, отчаянным храбрецом – он первым вошел в Казань. А некоторые его называют трусом... Он воевал в Ливонии, не получая никакой помощи от царя, выиграл несколько битв, а когда его разбили, стало ясно, что царь его не пощадит. Я играю человека, который перед собой абсолютно честен. О нем отдельный фильм можно снимать. А мы даже не всё, что было в сценарии, снять успели. Кризис помешал: деньги кончились. Курбский – антипод Ивана. Один хочет свободы, другой власти. Хочет повелевать везде и всюду.

Александр Ивашкевич, Русский театр, Таллин, ЭстонияТеатр. Сыгранное и несыгранное

– Вы сыграли короля всего один раз, в спектакле «Кин Четвертый» по пьесе Горина. Ваш король Георг властвовать не хотел. Он был человек легкомысленный...

– У него был один грешок: он хотел быть артистом. Переиграть своего приятеля Кина. И очень злился, когда не получалось. А получиться не могло. Бог не дал!

– И вы практически подряд сыграли трех вольнодумцев.

– Да, Дидро («Голая правда»), Вальмона («Опасные связи») и мольеровского Дон Жуана. И когда я играл Дон Жуана, то чувствовал, что из меня сам собой вылезает текст Дидро. Они похожи, но очень разные. Дидро больше теоретик. У него есть совесть. «Я никогда не играю людьми», – повторяет он. А Вальмон и Жуан – играют. Это их основное занятие. Наш «Дон Жуан» сложен. Очень. Режиссер Михаил Бычков решил все перевернуть... Напрасно. Я должен был изворачиваться и оправдывать то, что оправдать нельзя. Искать логику в поведении. Последние несколько «Дон Жуанов» я, кажется, начинаю выгребать в нужную сторону. А прежде шел на этот спектакль, как на Голгофу.

– В «Горе от ума» Юрий Еремин тоже многое перевернул, а спектакль получился сильный.

– Но как нас ругают! Особенно учителя литературы. Они лучше знают, что хотел сказать Грибоедов.

– Потому что не пережили того, что пережил режиссер. «Пражская весна» 68-го года, новое крушение идеалов, когда стало ясно, что изменился строй, изменились лица, но суть мало переменилась: все та же тяжесть давит...

– Я знаю. К сожалению, я не могу даже говорить с теми, кто не принял спектакль: меня не слушают. Народный артист РФ два месяца что-то делает, придумывает, у него большой опыт, а вы сидите в зале два часа и потом объявляете спектакль нелепостью! Вы ведь не знаете, о чем мы говорили, о чем думали! Включите свое воображение и фантазию! Может, вы что-то не поняли?..

***

Высшим пилотажем Ивашкевича были князь Мышкин в «Идиоте» у того же Юрия Еремина и Сергей Иванович во «Французских страстях на подмосковной даче» Людмилы Разумовской, современных вариациях на чеховские темы в постановке Юрия Николаева. За Мышкина он получил премию Театрального союза Эстонии – первым из русских актеров после восстановления независимости... А ведь кому-то казалось, что эта роль не для фактурного красавца, чей хлеб – герои-любовники. Сам Ивашкевич не любит, когда постановщик стремится всего лишь обыграть его внешние данные. Несчастный обтрепанный лабух Ломов в осовремененной версии чеховского «Предложения»; местечковый грамотей Элханон в «Тойбеле и ее демоне» – чахоточный и вроде бы никчемный. Актер стремится идти вглубь, за характерностью, порою нелепостью своих персонажей открывать их души.

***

– Еремин однажды поверил в меня. Хотя поначалу колебался, предлагал подстричься налысо, хотел помочь мне сделать роль внешними факторами. Не верил, что я сыграю Мышкина так, как ему надо. Я благодарен, что он меня не дергал и давал возможность много думать, искать, пробовать. Я шесть лет пел в церковном хоре, часто слушал проповеди отца Владимира. И 50 процентов Мышкина взял от него. Как он смотрел, как он говорил, как он думал...

– Из тех, кто играл в «Идиоте», в театре сейчас нет только покойного Херардо Контрераса (Лебедев). Из тех, кто играл во «Французских страстях», есть все. У вас не возникало желания восстановить эти спектакли?

– Меня до сих пор спрашивают, не возобновят ли их. «Страсти» мы, актеры, за полмесяца восстановили бы. С «Идиотом» сложнее, но... хотелось бы! Хоть мы и стали другими...

Вторая, третья, четвертая профессия

– Помимо театра у вас есть Duff Tap Studio. Вы увлечены фотографией. На Таганке многие актеры писали стихи и прозу, причем вполне профессионально. Объясняли полушутливо: «На случай, если нас разгонят!»

– Здесь вопрос так не стоит. Но... Еще в институте я понял, что не могу зависеть от капризов режиссеров и произвола судьбы. Могут дать роль, могут не дать. Я же приехал – и почти не играл. Меня пригласили из Калининграда после роли Одуванчика в «Рядовых». Их ставил режиссер из Грозного Гуревич. Он так много рассказал о профессии, столькому научил. Я же был пацаном тогда, 24 года... И о нас никто не писал. Вот сейчас о молодых много пишут.

– Это хорошо?

– Нет. Возникают неверные ориентиры. Молодость – достоинство, которое быстро сходит на нет. А как нарабатывать опыт, если рядом нет того, кто поведет тебя за собой, если ты уверен, что уже превзошел все премудрости? Беда! Человек вырастает, а уровень остается невысоким. Профессионализма мало. Я помню, как в молодости впитывал в себя каждый увиденный спектакль. Мы росли на сказках! Я не считаю, что стал большим артистом или очень хорошим артистом, говорить о себе трудно, но я точно знаю, что после Америки стал другим актером. Театр мне интересен как процесс, а не как результат. Не знаю, как по-актерски, а по-человечески я вырос, и мне есть что сказать. Я не самоутверждаюсь: посмотрите на меня, подарите мне цветы. Мне это уже не интересно. Мне нужно верить в человека, чтобы идти за ним. А если он отстает на каждом шагу? Тогда я в панике! Я не могу тратить время впустую...

***

Режиссерам с ним бывало трудно. Но это не от капризности, а от требовательности к себе и другим. Зашел разговор о «Песнях нашего кино» – и Ивашкевич заговорил о том, как легко, изящно и ярко исполнял свои «номера» Илья Нартов. «Один из лучших актеров в театре – отчего он сейчас почти не занят? Неправильно это!» Назвать так коллегу, да еще молодого, значит, быть совершенно свободным от самой страшной болезни творческого человека – зависти к чужому успеху. Ивашкевичу можно позавидовать. Не таланту – таланту завидовать грешно, он от Бога. А его поразительной работоспособности и доброжелательности к коллегам.

***

– Как ваша студия?

– Были в Ризе, в Германии, на чемпионате мира. Заняли шестое место. Но первые пять мест заняли либо парни, либо смешанные пары, а от нас выступали две девушки, Женя Габец и Ульяна Малютина. Танцевали танго Пьяццолы. Главное для меня – не занятое место, а то, что мои ученики танцуют раскованно, ловят кайф.

– Почему они так редко выступают в Таллинне?

– Организовать концерт – это головная боль! Судите сами. Вот я сейчас делаю концерт. Два вечера, 27 и 28 апреля. Подарок себе на день рождения, подарок тем, кто придет. Нужны деньги, реклама, время, надо оркестр пригласить. Ко мне приедут гости из Испании, Германии, Японии, Америки. Я им должен оплатить дорогу, пребывание... Я еще и продюсер. Занимаюсь вещами, которые мое творческое полушарие не должны затрагивать. Мне помогают. Посольство США, посольство Испании... Раньше было легче. Сейчас люди в стрессе, не знают, будет ли у них возможность пойти на концерт.

***

Ивашкевич берет шпагу, делает фехтовальный выпад. Его мечта – сыграть Сирано. Пока еще возраст и фактура позволяют. (В свои 50 лет он в прекрасной физической форме благодаря спорту: десятиборье, баскетбол, восточные единоборства – Александр ребром ладони разбивал кирпичи.) Но такую роль нельзя откладывать надолго. Представляю себе его Сирано, сочиняющего во время поединка балладу, суфлирующего другу под балконом Роксаны, произносящего – уже смертельно раненным – последний монолог: сквозь браваду, сквозь смех – монолог, который оборвется в неожиданный миг. Сбудется ли? Хотелось бы...

Борис Тух,

www.dzd.ee

Категория: Театр | Добавил: Zelig (27.04.2010)
Просмотров: 1723 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:кино, Побег на край света, Ивашкевич, Контрерас, Duff Tap Studio, Русский театр, Тух, Нартов, юбилей, Иван Грозный
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 25.11.2024, 11:09
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100