Нет такого театра, который не замахнулся бы на мольеровского «Тартюфа». Впрочем, не только театра.
Классический сюжет о втирающемся в доверие к легковерному обывателю
лицемерном проходимце с твердым намерением завладеть его помыслами и
обобрать до нитки сегодня разворачивается на наших глазах практически
повсеместно. Хищники доминируют, им надо хорошо выглядеть и кем-то
питаться.
В наши дни обращение к Мольеру нередко сводится к балагану, буффонаде
или же изощренным попыткам наделить образ любителя прибрать к рукам
чужое имущество обаянием, сексуальной притягательностью и витальностью.
А заодно признать жадность, похоть, гедонизм и ловкий обман
восхитительными, всепобеждающими и человечными. Ведь нравственность
старомодна и беззуба, а успех всегда говорит сам за себя.
У самого Мольера в первой версии комедии в конечном счете плут
торжествует. Двойственность сюжетной развязки «Тартюфа» действительно
искусительна. И некоторые современные российские постановщики не
устояли.
Скажем, в 2004 году на сцене МХТ имени Чехова с легкой руки модной и
эпатажной Нины Чусовой «Тартюф» появился в виде насыщенного эротизмом и
гаджетами эстрадного шоу.
Несмотря на то, что в заглавной роли был задействован сам Олег Табаков,
российское издание «Коммерсантъ» признало этот спектакль одним из
худших экспериментов на основной сцене МХТ.
Немногим более удачной оказалась состоявшаяся в 2006 году премьера
«Тартюфа» в «Ленкоме». По мнению многих критиков, версия режиссера
Владимира Мирзоева явно страдает отсутствием внятной трактовки.
По ходу действия режиссер поставил исполнителей на коньки, заставил их
наряжать на сцене елку, однако так и не смог предложить актерам и
зрителям ясного ответа на вопрос, кто же такой этот Тартюф и почему он
сумел так ловко войти в доверие к Оргону.
Кое-кто из наиболее прозорливых театроведов усмотрел в спектакле намек
на нетрадиционную сексуальную ориентацию двух главных героев. Тем самым
стародавние надежды Мольера на исправление общественных нравов
посредством театра потерпели фиаско.
Постановщиком нынешнего премьерного спектакля в Таллинне стал
приверженец более традиционного театра, петербургский режиссер Олег
Куликов, сумевший преодолеть искушение.
Надо полагать, известная предыстория российских экспериментальных
постановок «Тартюфа» заставила его идти от обратного. В результате на
Большой сцене Русского театра появилась достаточно живая и симпатичная
трагикомедия интриги, вполне злободневная и все-таки тяготеющая к
мольеровскому первоисточнику.
Следуя традиции, Куликов воздает должное комедийному началу «Тартюфа»,
при этом оставляя достаточно места для политической аллегории,
напряженного психологизма и мифологической иносказательности.
Действие комедии хотя и не переносится из эпохи позднего средневековья в
наши дни, однако разворачивается в своем собственном, вполне
самодостаточном художественном измерении, обретая актуальность звучания.
Оргон и Тартюф в исполнении Эдуарда Томана и Ильи Нартова безусловная
удача и главное открытие премьеры. Оба персонажа по ходу действия
контрастно преображаются.
Незадачливый самодур и доморощенный деспот Оргон оказывается в душе
подлинным христианином, готовым подать платок, дабы утереть слезы едва
ни погубившего его предателя и лицемера.
Скрывающийся под личиной святоши мошенник и похотливый стяжатель Тартюф
в итоге предстает перед нами настоящим тираном и инквизитором. При этом
хищник и жертва в равной мере не терпят свободомыслия.
Центральные женские персонажи спектакля также убедительны и не лишены обаяния. Как бы там ни было, но именно женщины не просто помогают хозяину дома
сохранить связь с реальностью и разоблачить проходимца, но привносят в
противостояние Тартюфу созидательное начало.
Особенно хорош созданный Еленой Тарасенко образ Дорины, давно привыкшей
к тому, что в мире, где недомыслие правит умом, решительно невозможно
обойтись без плутовства. А, значит, и одолеть плута можно только его же
оружием.
Таким образом, пред нами разворачивается не только смешная и
поучительная, но и достаточно страшная история о том, как готовность
выйти в люди любой ценой встречается с готовностью сотворить себе кумира
из любого подручного материала. А может быть, все-таки речь идет о
зарождении либерализма?
Очевидно, что Тартюфу никак нельзя отказать в предприимчивости. А если
уж всякие человеческие отношения можно свести к конкуренции и
купле-продаже, то в основе нравственности неизменно оказывается
меркантилизм. И вся проблема мольеровского обманщика заключается
исключительно в том, что он всего лишь оказался не в то время и не в том
месте.
Ода меркантилизму
Конечно, представленная на сцене Русского театра премьерная версия
«Тартюфа» не лишена недостатков. В самом начале спектакля действие
слегка провисает, не все актерские реплики отчетливо различимы в зале,
иногда кажется, что костюмы персонажей чрезмерно эклектичны, а обилие
рассчитанных на внешний эффект деталей слишком навязчиво.
Но все-таки недочеты только-только начинающего свою сценическую жизнь
спектакля представляются сугубо техническими и исправимыми. Главное, что
спектакль, несомненно, получился.
Премьера «Тартюфа» проходит при полном зале, который искренне
сопереживает вершащемуся на сцене действию. А значит, театр живет и
остается востребованным, независимо от бушующих вокруг него
административных, коммерческих и политических страстей. В конечном
счете, внутренняя несвобода преодолима.
И это само по себе уже немало. В том числе и с точки зрения всепобеждающего меркантилизма.
Спектакль
«Тартюф» Ж.-Б. Мольер Режиссер-постановщик: Олег Куликов (Санкт-Петербург) В ролях: Эдуард Томан, Илья Нартов, Татьяна Маневская, Наталья
Мурина-Пуустусмаа, Александр Кучмезов, Антон Падерин, Александр Окунев,
Юрий Жилин, Елена Тарасенко, Татьяна Егорушкина и др.