Последние годы жизни Давид Самойлов провел в
Пярну. Он бросил, швырнул под ноги прошлому Москву и поселился в
маленьком деревянном домике сыровато-желтого цвета.
Дом
был набит книжными полками; они проступали сквозь стены — пятнами,
фресками; крупнели, темнели, сгущались в тучи, нависали будто
непролазные брови над глазами поэта. Он расчертил свой маршрут по
Пярну — от одного "эйнелауда" до другого "эйнелауда" — от одной рюмки
до другой, от одной рюмки до другой. Каждый год в день его рождения
пионеры приходили к нему под окна и горнами и барабанами приветствовали
поэта. Он умер в Таллинне, на сцене Русского театра, на юбилейном
вечере в честь своего семидесятилетия, в 1990 году, он умер, читая
стихи, на полустрочке.
Давид Самойлов бросил Москву, но она не
хотела с ним расставаться: поэты, писатели, артисты приезжали к нему,
присылали свои книги на отклик, ревновали, перебивали друг друга;
столица стала сдвигаться в сторону Пярну; на полу лежали матрасы, в
коридоре стояла раскладушка, в Пярну происходило что-то очень важное
для русской литературы. Давид
Самойлов писал очень просто. Так просто, как, например, Ахматова.
Которая считала, что пишет просто, так просто, как, например, Пушкин. В
одном из писем ко мне он утверждал: "В богатстве стиля есть какое-то
нуворишество, какая-то лишняя мебель, намекающая на излишнюю сытость.
Даже страдание может быть сытым, даже печаль может проистекать оттого,
что изысканный интерьер не вполне защищен от вторжения грубого мира". …"Пестель,
поэт и Анна", мне кажется, лучшие стихи Давида Самойлова. Здесь всё
выстроено в пушкинской иерархии: на переднем плане, самое главное —
песня Анны, дальше — весна и кувшины деревьев, дальше — литература,
история, политика, еще дальше, в совсем размытом отдалении — страшная
смерть русского Брута — Пестеля — его повесят на гнилой веревке,
веревка оборвется, он, задыхаясь, прокричит, что в России даже вешать
не умеют, его повесят вновь, а потом уже — не за горами — смерть самого
Пушкина — на снегу, с пулей в животе, с ужасными мучениями… И всё это
видя, всё это сводя воедино, только Пушкин осмеливается утверждать, что
главное — песня Анны. Может быть, никто так не понял Пушкина, как Давид Самойлов. Собственно,
все творчество Давида Самойлова — об Истории и об истории любви. Но об
этом — половина русской поэзии. Но Давид Самойлов — один из немногих,
воспевший трагедию любви с благодарностью; с благодарностью за то, что
она была и озарила жизнь — его и его лирических героев. В этой
благодарности — полное, гармоничное, соразмерное приятие жизни. Жизнь —
как высшая ценность. Утверждать в русской поэзии жизнь, как высшую
ценность,- рискованно. Слишком просто. Пастернак говорил, что людям
больше всего нужна простота, но сложное — понятней им… Слава
промелькнула над ранними, фронтовыми стихами Самойлова, потом надолго
забыла его, вновь вернулась на пороге старости; он отнесся к ней
равнодушно, он вдруг понял, что не хочет пожинать ее плоды, заседать в
президиумах, пожимать руки негодяям, произносить правильные речи. И он
сбежал от славы в Пярну. Он написал о своем последнем городе: "В этом
городе, тихом и зеленом, освещенном двойным светом неба и моря, в
городе небольшом, но разнообразном, где еще встретишь старинные
постройки и остатки крепостных сооружений, в городе, где мощные деревья
в парках расположены с удивительным вкусом, в городе, где все сезоны
по-своему хороши,- идеальные условия для размышления и творчества". Он
много курил, терял зрение, как теряют вещи, только что бывшие под рукой
и вдруг куда-то запропастившиеся, он находил их на ощупь, он наклонялся
за ними, как парк мог бы наклониться за палой листвой; всё он прекрасно
видел и без зрения; он гулял вдоль залива, щедро разговаривая со всеми,
кто приезжал его проведать,- а им не было числа; переводил Яана Кросса,
Эллен Нийт, Дебору Вааранди, Ральфа Парве, Пауля-Эрика Руммо… Римский
закат… Он писал стихи,
восхваляющие вино, которое хранит вдохновенье, они так и начинались:
"Не мешай мне пить вино. В нем таится вдохновенье". И жаловался, что
смерть — плохой собутыльник. И еще говорил в стихах, что если
перестанет писать стихи, то сразу же умрет, ибо жизнь без стихов ему не
нужна. Он умер со стихами. Прижавшись к ним и любя. Давид Самойлов НАЗВАНЬЯ ЗИМ
У зим бывают имена. Одна из них звалась Наталья. И было в ней мерцанье, тайна, И холод, и голубизна.
Еленою звалась зима, И Марфою, и Катериной. И я порою зимней, длинной Влюблялся и сходил с ума.
И были дни, и падал снег, Как теплый пух зимы туманной. А эту зиму звали Анной, Она была прекрасней всех.
|