Балерина хочет стать дирижером? — Нет, это не шутка, а мечта Марии Селецкой
Мария Селецкая пять лет была примой-балериной в лучших труппах Европы,
однако прошлогодний сезон практически пропустила. Сейчас балерина вновь
встала на пуанты. Дальнейшие планы 27-летней танцовщицы весьма
амбициозны.
Мария, почему после того, как в весенне-летнем сезоне 2010 года вы покинули Цюрихский балет, о вас так мало было слышно?
Прежде всего, я не сама покинула Цюрих, меня уволили. В труппе меня все
устраивало, но директора (Хайнц Шперли. — Ред.), видимо, нет. Причины я
не знаю. У Шперли есть традиция каждый сезон увольнять 10-15
танцовщиков, он как будто играет с ними словно с куклами. Так что я была
не единственной.
Поскольку они знают, что к адвокатам за помощью мы все равно не
побежим, используют в таких случаях очень удобную формулировку:
«Танцовщик не соответствует художественному видению директора».
Последнее может означать что угодно — начиная от формы носа и заканчивая
творческими представлениями.
Нового места работы я не нашла, и поэтому мне не оставалось ничего другого, как смириться со статусом безработной.
Я жаждала танцевать, но возможностей было совсем немного: отдельные
гала-концерты, например, выступление в Пекине со Станиславом Ермаковым
(солист Цюрихского балета, также из Эстонии. — Ред.) и еще пара
гастрольных представлений.
В театре Estonia мне дали возможность станцевать в одном из спектаклей «Лебединого озера». И это очень прибавило мне сил.
Солистка Берлинского государственного балета и Цюрихского
балета не может найти в Европе работу — это звучит невероятно. Вы со
мной согласны?
Не совсем. В Европе царит кризис, балетные труппы сокращают и, скорее,
даже закрывают, а не увеличивают. Безработных танцовщиков очень много.
Кроме того, между труппами существует большая разница. Цели должны быть
высокими.
Насколько интенсивно вы искали себе работу? Сколько CV разослали?
Много, очень много.
А вам отвечали, по крайней мере, из вежливости?
В общем-то, да. Может быть, потому, что я не какая-нибудь начинающая
танцовщица и не обычная статистка. Увы, ответы были одинаковыми: у вас
прекрасное CV, но, к сожалению, места солиста нет, а предлагать место
групповой танцовщицы как бы не годится. Или просто отвечали, что
вакансий не имеем.
Насколько это повлияло на вас морально?
Поначалу очень сильно — вплоть до мыслей вообще отказаться от
профессии. У меня стали возникать сомнения, а вдруг я недостаточно
профессиональна, ведь стандарты действительно очень высокие.
К счастью, утешением послужило понимание, что дело тут вовсе не во мне,
а в том, что ни у кого нет денег. Даже когда кто-нибудь из танцовщиков
труппу покидает, его место вакансией не объявляют, а просто никого не
берут.
А если берут, то конкуренция на эти места огромная, по крайней мере, в лучших труппах?
Да, но конкуренция — это одно, другое дело — достичь такого уровня,
чтобы стать конкурентоспособной. Здесь не поможет только то, что ты —
хорошая танцовщица. Надо, например, уметь оказаться в нужном месте в
нужный час. Или, например, чтобы за тебя кто-то похлопотал. Иначе так и
будешь ждать.
Теперь тем более есть все основания спросить, как вам удалось в
итоге попасть в столь знаменитый как в Европе, так и за океаном
коллектив — Королевский балет Фландрии?
Путь был тернистым. Я отослала им свое CV еще тогда, когда танцевала в
Цюрихском балете. Мне советовали это сделать уже давно, но при этом
предупредили, что попасть туда очень сложно, поскольку это одна из
немногих трупп, у которой очень хороший руководитель (Катрин Беннетс. —
Ред.), нормальная рабочая атмосфера и высокая репутация.
Поэтому им присылают не десятки, а сотни CV — их даже не все успевают
просматривать, так что в этом плане тоже нужно оказаться
счастливчиком...
В моем случае нельзя говорить о простом везении, потому что я долго ждала ответа, а его все не было и не было. Так прошел год.
А потом один мой знакомый — Ноах Д. Джелбер, с которым мы познакомились
в Берлине (в Государственном балете. — Ред.) куда он приезжал давать
нам уроки по репертуару Форсайта, как-то спросил, почему я не попробую
попасть в Королевский балет Фландрии. На что я ответила, что уже сделала
одну попытку. Выяснилось, что Джелбер очень хорошо знаком с
руководителем труппы, они когда-то танцевали вместе у Уильяма Форсайта, у
которого он сейчас работает ассистентом.
Джелбер похлопотал за меня, сообщил Беннетс, что, мол, есть одна
девочка, которая присылала вам несколько CV, но с ней никто даже не
связался. На что директор ответила, ладно, пусть Ноах приезжает к ней в
офис и сам разыскивает это CV. И Ноах поехал.
Позднее он рассказывал мне: «Мария, ты не поверила бы своим глазам — там лежат просто горы этих CV!»
После этого я получила приглашение на пробное выступление. Так что если
бы они тогда не встретились, в Антверпене меня сейчас бы не было.
Как вы вообще сумели в такой безнадежной ситуации сохранять все это время форму?
Я по натуре — оптимист. Ни на минуту не прекращала репетировать. В
Цюрихе у меня была возможность использовать для этих целей студию
тамошней балетной школы, и я репетировала по три-четыре часа в день —
утром и вечером.
Так что в физическом плане возвращение прошло относительно
безболезненно. А вот психологически было ужасно трудно. По сути, если
целый год ты находишься вдали от сцены, уже не так хорошо чувствуешь
сцену и публику, сомневаешься в себе — это оказывает влияние больше
всего. И на самом деле это состояние преследует до сих пор.
Вы не думали о том, чтобы вернуться в театр Estonia?
Это хороший вопрос. Не думала. Кроме того, театр Estonia справляется и
без меня — у них достаточно своих танцовщиков, и все хотят попасть на
сцену.
Как вы справляетесь в материальном смысле?
Как-то справляюсь, с помощью страховки от безработицы. Хотя Цюрих —
ужасно дорогой город. Самый большой стресс был вызван тем, что пришлось
скитаться, потому что от квартиры я отказалась и все время жила у
кого-то. Хорошо, когда у тебя есть друзья.
За этот сложный год, когда вы остались без работы, что-либо хорошее тоже происходило?
Конечно. Например, я поступила учиться на заочное отделение в
музыкальный колледж Беркли (один из крупнейших независимых музыкальных
колледжей в мире, находится в Бостоне. — Ред.), выбрала двухгодичный
курс теории музыки, гармонию, сольфеджио и курс оркестровки, и надеюсь
завершить обучение за один год.
Особенность этого учебного заведения заключается в том, что обучение
проходит по Интернету, причем для того чтобы общаться с преподавателями с
глазу на глаз, я не должна ехать через океан. В такой нестандартной
ситуации, как, например, у меня, Америка дает прекрасные возможности —
там очень мало консерватизма.
Если бы я пришла в консерваторию в Антверпене или Брюсселе и сказала,
что я — балерина, пришла к вам прямо с репетиции «Лебединого озера» и
теперь хотела бы немного поучиться музыке, меня бы там просто высмеяли.
Зачем вам музыка?
Я хочу стать в будущем дирижером балета.
Ого!.. Как Рудольф Нуреев?
Наоборот, я не хочу быть как Нуреев, который брал уроки дирижирования
тут и там, а потом стал дирижировать оркестром. Говорят, что для
дирижера правило номер один — никогда не выходи на подиум, если ты не
уверен в том, что делаешь. Как балерина я должна быть на 200 процентов
быть уверенной в том, что делаю. Со следующего учебного года я хочу
поступить и в консерваторию.
А как же танцевальное искусство?
Танцы, я надеюсь, никуда не денутся.
Возможно ли это совмещать?
Очень надеюсь. Еще в прошлом году я написала Тыну Кальюсте о том, кто я
и в каком положении нахожусь, и выяснила, есть ли у меня шанс научиться
этому в нашей музыкальной академии. При этом я очень хорошо знала, что
может случиться, если кто-то скажет, что я — балерина и хочу стать
дирижером.
Надеюсь, что он не счел это апрельской шуткой. Во всяком случае, ответ
не был отрицательным. Мы должны были встретиться и все обсудить.
Когда и что послужило толчком к вашему интересу к музыке?
Я играла на пианино еще до того, как поступила в балетную школу. Как
все дети, я ходила в детскую музыкальную школу. Учителя говорили, что у
меня талант.
В балетной школе у меня был гениальный педагог по фортепиано — Людмила
Градова, которая тоже частенько говорила, что, мол, зачем тебе балет,
занимайся лучше музыкой. Я не знаю, почему я все-таки осталась в балете.
На самом деле, он всегда давался мне труднее, чем музыка. А игрой на
фортепиано я занимаюсь до сих пор, есть у меня учитель или нет.
А откуда взялось ваше непреодолимое желание дирижировать?
Еще в детстве я хотела дирижировать «Щелкунчиком», и трагика этой музыки трогает меня до сих пор.
То маленькое желание к теперешнему времени переросло в большое. Наверняка на этом решении сказалось и то, что век танцовщицы ограничен —
мы заканчиваем в 40-летнем возрасте, а жизнь, тем неменее,
продолжается.
Думаю, что к тому времени мне надоест танцевать — ведь наша карьера
такая интенсивная, — но не надоест сам балет. Так почему бы не управлять
им с дирижерского пульта?! Ведь известно, что обычно дирижеры не хотят иметь дело с балетом.
Некоторые считают, что это вообще не музыка, другие стараются, но не
очень успешно.
В балетной музыке есть некая своя специфика — ты должен ощущать движение. Стоять перед оркестром, прекрасно зная и оркестр, и балет — ведь это, я думаю, прекрасный вариант!
Я и не собираюсь дирижировать симфонической музыкой или оперой, так как
не думаю, что смогу добиться в музыке такого высокого
профессионализма.
Зато для того, чтобы дирижировать балетом, я, мне кажется, могу подойти. Я разговаривала и с Велло Пяхном (высоко ценящийся в Европе балетный
дирижер. — Ред.), который постоянно ездил дирижировать в Берлин. Он
поддержал меня в этом моем стремлении сменить свое амплуа.
Вернемся к Королевскому балету Фландрии. Какой была реакция на
ваши первые роли в коротком балете Дэвида Доусона «The Third Light» и в
коротком балете Уильяма Форсайта «In the Middle Somewhat Elevated»?
Позитивной. Хотя сама я считаю, что реакция здесь не так важна. Важным было само выступление, по крайней мере, для меня самой, именно в психологическом плане.
Смогу ли я вернуться? Не сломал ли меня этот тяжелый для меня год — все
эти постоянные упражнения в одиночку и это ощущение по утрам, когда
просыпаешься, и кажктся, что ты совершенно никому не нужен...
В Антверпене вы задействованы полностью?
Да, без работы я не сижу. В октябре мы подготовили два полномасштабных
балета Форсайта («Artifact» и «Impressing the Czar». — Ред.), а сейчас
идут репетиции «Спящей красавицы», там я исполняю несколько ролей,
главная из которых — Сиреневая фея. Недавно сюда приехала Марсия Хайде (одна из величайших балерин ХХ века. — Ред.), этот балет ставится по ее версии.
Потрясающая личность! На репетиции я стою, открыв рот, счастливая и благодарная.
Часть труппы сейчас находится в Нью-Йорке, скоро вы поедете на
три недели в Париж, где выступите с балетом Форсайта — билеты там давно
распроданы, — затем будете играть в Венеции, Люксембурге и Антверпене
«Спящую красавицу», в следующем году поедете в турне в Лондон с балетом
«Impressing the Czar». За его постановку Королевский балет Фландрии в 2009 году
получил самую высокую балетную награду Великобритании — премию имени
Лоуренса Оливье. Что уж тут скрывать, все это производит впечатление.
Но ради этого делается огромная работа. До седьмого пота. С самого
августа мы каждый день, с утра до вечера, занимаемся в репетиционном
зале с одним перерывом в день. Такой интенсивной рабочей обстановки, такой 200-процентной отдачи не было ни в одной из трупп, где я танцевала раньше.
Между прочим, вы не первая и не вторая из эстонских танцовщиц,
служащих в Королевском балете Фландрии. Вы знаете, что здесь находится
Крипсон, правда, уже не в качестве танцора, а помощника режиссера. Прийт
Крипсон был первым, а вторым — Артур Лилль.
Да, но раньше мы не были знакомы. Я шучу, что работаю уже в третьей
европейской труппе, и в первых двух до меня тоже уже были танцоры из
Эстонии, в Берлине — Артур Лилль, а в Цюрихе — Станислав Ермаков.
Королевский балет Фландрии является самостоятельной единицей, и
осенью прошлого года вокруг него разгорелись страсти, когда под
вывеской оптимизации его захотели объединить с Фламандской оперой.
Руководитель труппы назвал это невежественным и бессовестным, со всего
мира приходили тысячи писем с поддержкой. Какова ситуация сейчас?
К счастью, от этого на сегодняшний день отказались. Но это не значит, что нам не приходится ежедневно доказывать: мы
заслуживаем того, чтобы существовать — и это несмотря на то, что нас
всюду приглашают выступать, мы имеем фантастические отзывы, и мы должны
бы быть национальной гордостью.
На самом деле, это абсурд, что мы называемся королевским балетом, а
полной поддержки государства не ощущаем. Ни моральной, ни экономической.
Чувствуете ли вы это и на себе?
Конечно, ведь я дружу с калькулятором, особенно теперь, в Швейцарии.
Мария Селецкая
• Родилась 16.01.1984, родом из Нарва-Йыэсуу. • Танцевать училась в Таллиннском балетном училище, в Академии Русского
балета имени А. Я. Вагановой (Петербург) и в Таллиннском университете. • С 2003 по 2005 годы танцевала в театре Estonia, с 2005 по 2009 годы —
в Берлинском государственном балете, с 2009 по 2010 годы — в Цюрихском
балете. • С 2011 года является первой солисткой Королевского балета
Фландрии.Принимает участие в двух полномасштабных балетах Форсайта
«Artifact» и «Impressing the Czar», премьера которых только что
состоялась и репетирует в «Спящей красавице». • В 2003 году представляла Эстонию в финале танцевального конкурса
«Евровидение», в 2004 году за творческие достижения получила эстонскую
театральную премию года, а в 2005 году удостоилась поощрительной премии
на международном балетном конкурсе в Хельсинки. • Говорит на русском, эстонском, английском, немецком, итальянском и французском языках.