История балерины Теэле Удэ — лишнее
подтверждение известной истины, что никогда нельзя сдаваться. Даже если
из-за маленького роста ты не подходишь для ролей классического балета.
Впервые о Теэле Удэ я узнал в 2009 году, когда увидел ее имя в списке
участников балетного конкурса в Хельсинки. Набрал ее имя в поиcковике
Google и был немало удивлен, обнаружив, что, оказывается, девушка
выступает в шоу «Wintuk» такого гиганта развлекательной индустрии, как
Цирк дю Солей (Cirque du Soleil).
Дальнейшие поиски в Google увенчались обнаружением интервью пятилетней
давности, в котором тогда еще 18-летняя балерина рассказывала о том,
что из-за своего «неперспективного» роста — всего 146 см — она была
вынуждена бросить обучение в Таллиннской балетной школе. «Моя мечта —
стать балериной», — упрямо заявляла девушка. И я решил непременно
узнать, что же из этого получится.
Долго ждать не пришлось. 1 мая в Эстонии шла прямая трансляция оперы
«Армида» Джоаккино Россини, которую поставил один из известнейших
оперных театров мира Метрополитен-опера, в главной роли выступила
звезда Рене Флеминг.
Но тот, кто смотрел эту трансляцию, наверняка обратил внимание на одну
«очаровательную девушку в красном платье, которая держит в руках лук
Купидона», как писала The New York Times в рецензии на постановку.
Любовь — Теэле Удэ, написано в титрах.
Маленького роста «Хочу написать о вас портретный очерк для Postimees, ведь на сцене Мет
не так часто можно увидеть эстонских артистов, не говоря уже о Цирке дю
Солей. Вы согласны?» — отправил я электронное письмо Теэле в Нью-Йорк.
Ответа все не было и вдруг: «Приношу свои извинения, что не могла
ответить раньше, поскольку была очень занята.
Позвоните ...» И я позвонил. Чем же она была занята? «Я готовлюсь к концерту, который состоится 13
июня. Па-де-де в «Синей птице», это связано с моим педагогом Гелси
Киркланд». Как, неужели та самая Киркланд, которую Барышников назвал
величайшей балериной своего поколения, а Баланчин ставил специально для
нее?
Да, именно та самая, ответила Удэ. «Я брала у нее частные уроки, мы
хорошо ладили, а когда контракт с Цирком дю Солей закончился, она и ее
супруг, тоже педагог и хореограф Майкл Чернов, предложили пожить в ее
квартире, в которой есть и небольшой репетиционный зал. Я ей помогаю
преподавать, а она учит меня».
Именно Киркланд готовила Удэ к конкурсу в Хельсинки. В сентябре в
Нью-Йорке должна открыться Академия классического балета Гелси
Киркланд, и эстонская балерина будет там работать в качестве
ассистентки и танцовщицы. Танцовщицы потому, что помимо школы балета в
планах создание собственной труппы.
Почему же знаменитая Гелси Киркланд в самой маленькой эстонской
балерине (еще меньшего роста, чем Эве Андре — миниатюрная солистка
Эстонского национального балета) видит потенциал, а в родной стране
для нее не нашлось применения?
Пауза, последовавшая за вопросом, была долгой. Правила классического балеты очень строгие, а вот справедливые ли — не
нам решать. Препятствием для осуществления мечты всей жизни могут стать
слишком большая голова, крупная нижняя челюсть, необычная форма ушей —
все это учитывается при приеме в балетную школу, и в Таллинне тоже.
Рост также имеет значение. Если балерина ниже 160 см, ее не возьмут в
большую труппу, не говоря уже о заглавных партиях. И не важно,
насколько ты талантлив, старателен или оригинален. Миниатюрная и
филигранная — так говорит про Удэ Тийна Оллеск, заведующая отделением
хореографии Таллиннского университета. Прежде чем Теэле отправилась в
Нью-Йорк, она немного училась в ТлУ.
«Из-за роста мне пришлось пролить немало слез. Но он же мне и помог», —
признается Теэле, имея в виду то, что маленький рост открыл ей совсем
другие двери — например, того же Мет или Цирка дю Солей.
«Конечно, я была бы счастлива, если бы у меня была возможность окончить
балетную школу и потом попасть в труппу театра «Эстония», но... я и
здесь счастлива. Я начала понимать, что проблема не столько в росте,
сколько в том, как я себя с ним ощущаю и какое значение этому придаю. Я
уверена, что ничего невозможного не существует... даже при моем росте»,
— сказала Удэ.
Именно из-за роста Удэ в 2007 году уехала из Эстонии. Здесь ей не
нашлось применения, а из Цирка дю Солей, после того как она послала им
свой видеоролик, поступило приглашение на пробы. И с ней был заключен
двухлетний контракт.
«Мария Селецкая (эстонская балерина, которая танцует в Цюрихском
балете. — Ред.) сказала, что цирку требуются нестандартные танцовщики и
посоветовала мне отправить свое видео», — с благодарностью вспоминает
Удэ совет коллеги.
Новый цирк Так она попала в шоу «Wintuk», которому нужна была характерная
танцовщица маленького роста, готовая к тому же исполнять трюки. Ведь
все-таки это цирковая труппа. Если быть совсем точным, то речь идет не
о труппе, а о труппах, которые объединены в корпорацию, состоящую более
чем из тысячи артистов. На сценах в разных точках мира одновременно
дается 18 различных спектаклей, а оборот этой крупнейшей организации
достигает 800 млн долларов в год.
Для тех, кто не в курсе, сообщаем, что владельцем Цирка дю Солей
является бывший артист цирка и миллиардер Гай Лалиберт. Мировая пресса
последний раз упоминала его имя в связи с тем, что в 2009 году он купил
себе турпутевку в космос.
Одно из цирковых представлений — «Wintuk», где Теэле Удэ исполняет роль
девочки-тени, — в 2007 году шло в театре WaMu, вмещающем более 4000
зрителей, в Мэдисон Сквер Гарден. Это история о мальчике,
отправляющемся на поиски снега, который потеряла зима.
Герой, которого сопровождает также и девочка-тень, встречается по
дороге с разными сказочными персонажами. Фантастическое оформление,
трюки, танцы, живая музыка — в итоге получается роскошный спектакль,
который называют не иначе, как новым цирковым искусством.
Любовь в Мет Теэле Удэ в пуантах исполняет номер на шесте. Страшно? «Только
поначалу, — говорит Удэ. — На репетициях падала не раз, но внизу были
мягкие маты, а во время спектакля упала только однажды, да и то один из
акробатов меня поймал».
Два сезона Удэ была занята в этом спектакле: каждый сезон два месяца
подряд труппа давала 110 представлений, по два представления в день.
Плюс еще и шестимесячная подготовка в штаб-квартире цирка в Монреале.
Когда в 2009 году контракт с цирком закончился, Удэ и не стремилась
его продлить. «Мне нравилась эта работа, я очень многому научилась, но
надо попробовать что-то другое. Я подумала, что если останусь, так и
буду исполнять одну и ту же роль, возможно, еще лет десять... Надо было
рискнуть, и я оставила работу, о которой другие артисты только мечтают,
потому что в этой труппе действительно заботятся о людях».
Роль в спектакле Мет Теэле получила благодаря объявлению, которое
увидела случайно. Отбор был жестким, пожалуй, даже еще строже, чем в
Цирке дю Солей, однако и здесь Теэле сумела обойти около сотни
конкурентов.
Для спектакля «Армида» тоже была нужна характерная танцовщица
небольшого роста, причем не просто танцовщица, но артистка, прекрасно
владеющая мимикой и легкая, как пушинка. В опере «Армида» Теэле танцует
Любовь.
Теэле Удэ
• 24 года, родилась в Вильянди. • 2005 — окончила гимназию Якобсона в Вильянди, 1996-2003 — училась в
Таллиннской балетной школе, 2005-2007 — училась в Таллиннском
университете на отделении хореографии. • 2007 — уехала в США. Брала уроки у нескольких педагогов, в том числе у легендарной Гелси Киркланд в Нью-Йорке. • 2007-2009 — выступала в шоу «Wintuk» Цирка дю Солей, сейчас участвует в спектакле «Армида» Метрополитен-опера.